• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2011/2012

Языковое разнообразие

Статус: Курс обязательный
Направление: 035800.62 Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает: Факультет филологии
Где читается: Факультет филологии
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Преподаватели: Бонч-Осмоловская Анастасия Александровна (ведет семинары), Даниэль Михаил Александрович (автор, читает лекции и ведет семинары), Летучий Александр Борисович (автор и ведет семинары)
Язык: русский
Кредиты: 3

Цикл "Языковое разнообразие" состоит из четырех курсов: лингвистическая типология, социолингвистика, языки России и языки мира.

Лингвистическая типология. Курс типологии вводит представление о теоретических основах изучения языкового разнообразия и об основных категориях, которые становились объектом типологического исследования (например, типология падежных систем, типология согласовательных категорий, типология времени и аспекта, типология относительного предложения, типология порядка слов, грамматические отношения и пр.). Обсуждаются основные подходы и методы типологического анализа – принципы межъязыкового сравнения, импликативные универсалии, типологические иерархии; составление репрезентативных выборок, ареальная и внутригенетическая типология, диахроническая типология. Освещаются принципы интерпретации типологического знания – объяснительная типология. Обсуждается проблема европоцентризма в интерпретации языкового многообразия.

Социолингвистика - изучение того, как общество в разных его аспектах влияет на использование языка, а также того, как язык воздействует на общество. Варианты языка в зависимости от возраста, пола, образования, статуса и этничности, типы языковых ситуаций, многоязычие общества и личности, языковые контакты и их последствия, языковая политика государства и возможности манипулирования людьми через язык и многое другое является объектом изучения социолингвистики. Целью курса является широкое знакомство студентов-лингвистов с социолингвистикой как предметной областью, с ее направлениями и методами социолингвистических исследований. В рамках курса будут на практике отрабатываться такие методы исследования, как эксперимент и анкетирование. Своеобразие исторического процесса привело к тому, что социолингвистика в нашей стране на протяжении многих десятилетий практически не развивалась и не преподавалась. Результатом является острая нехватка пособий, литературы, программ по социолингвистике, написанных на русском языке. По этой причине в программу курса включено много англоязычной литературы, которая будет предоставлена слушателям в электронном формате.

Языки России. Цель курса – на примере языков народов России (ЯНР) дать слушателям представление о языковом разнообразии (language diversity) в различных его проявлениях. Во введении кратко охарактеризована языковая карта мира, затем дается представление о современной генеалогической классификации языков России. Во второй части на примерах экзотических с точки зрения носителя русского языка черт отдельных ЯНР рассматриваются типологические параметры варьирования человеческого языка на разных уровнях языковой структуры (фонетика, морфология, синтаксис). В третьей части обсуждаются социолингвистические аспекты сосуществования ЯНР на одной территории – их конституционные статусы; давление, оказываемое на малые языки со стороны крупных языков (в первую очередь русского); формы их взаимодействия и взаимовлияния между собой и с русским языком; а также региональные варианты русского языка.

Языки мира. В ходе курса студенты продолжают знакомиться с основными языковыми семьями и ареалами и их типологическими характеристиками, но уже за пределами Российской федерации. Языковое разнообразие характеризуется на всех уровнях – фонетическом, морфологическом, синтаксическом и семантическом, рассматриваются характерные признаки различных языковых ареалов (тоновость в Юго-Восточной Азии и Африке, абруптивность и оптатив в языках Кавказа, отсутствие инфинитива в балканских языках, эргативность в языках Австралии и пр.). В качестве важного ресурса используется www.wals.info – типологическая база данных, целью которой является выявление ареальных сходств языков мира. Курс логически параллелен курсу Типологии, однако последний дает скорее методологический обзор дисциплины, а курс «Языки мира» имеет более практическую ориентацию, рассматривая конкретные параметры варьирования языков. Основные рассматриваемые ареалы – Новая Гвинея, Юго-Восточная Азия и Тихоокеанский регион, Северная Африка, Центральная и Южная Африка, Австралия, обе Америки. Студенты расширяют знание генеалогической классификации языков мира, знакомясь с основными семьями и крупными языками различных регионов. Также в курсе даются сведения о социолингвистических ситуациях малых языков – об их выживаемости и взаимодействии с другими малыми и крупными языками.

Материалы по курсу: