• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Современная архитектура

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 50.04.03. История искусств
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: История художественной культуры и рынок искусства
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 68

Программа дисциплины

Аннотация

This course provides an introduction to the history of global architecture between 1900s and the present. The aim of the course is to illuminate the key trends and approaches that shaped contemporary architecture. Simultaneously the course will examine how architects and architectural historians and critics speaks about architecture. Besides the general outline the course will investigate the phenomenon of modernism in Soviet Union and Asia. This is a reading-intensive course, and students will be expected to do a significant amount of reading and revision of the critical material from different sources.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов представления об основных этапах стилевой периодизации архитектуры и градостроительства XX-XXI вв.
  • формирование у студентов представления о месте русской архитектуры в контексте мировых архитектурных процессов XX-XXI вв.
  • выработка у студентов умения раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности архитектурно-художественного процесса XX-XXI вв. как части исторического процесса
  • ознакомление студентов с наиболее значимыми трудами и концепциями в области истории архитектуры XX-XXI вв.
  • ознакомление с различными методами и подходами при анализе современной архитектуре (в том числе формально-стилистическим анализом и художественной критикой)
  • развитие умения оперировать языком описания произведения архитектуры с применением специальной терминологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • уметь анализировать произведение архитектуры в объеме
  • использовать профессиональную терминологию, принятую в русскоязычной и англоязычной школе искусствоведенья
  • развить навык комплексного анализа памятников искусства
  • знать основные этапы, имена и особенности стилистических школ и направлений в развитии современной архитектуры
  • обладать навыками анализа и описания памятников архитектуры
  • уметь читать архитектурный чертеж и владеет базовыми навыками работы с гугл-картами
  • уметь интерпретировать данные, полученные в ходе анализа произведения архитектуры при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по истории архитектуры и в художественной критике
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Архитектура стран Западной Европы, США и СССР между двумя войнами (1914 – 1945). Первая волна модернизма в Европе и СССР.
    Проблемы и особенности периодизации архитектуры ХХ века. Содержание терминов «авангард» и «модернизм». Изменения политической и социальной ситуации в Европе после I Мировой войны и трансформации в архитектуре. Новые концепции градостроительства (города-сады, рабочие поселки и т.п.). Архитектура футуризма в Италии. Баухаус в Германии и ВХУТЕМАС в СССР. Неопластицизм в Голландии. Красная Вена. Новые принципы формообразования в архитектуре, различая творческих методов, архитектурная политика государств. Советская архитектура в международном контексте.
  • Архитектура стран Западной Европы, США и СССР между двумя войнами (1914 – 1945). Ар Деко и Постконкструктивизм.
    Проблемы терминологии. Архитектура тоталитарных режимов: Германия, Италия, СССР. Архитектура и идеология. Великая депрессия и архитектура Ар Деко в США. Французская ветвь Ар Деко. Международные выставки 1937 года в Париже и 1939 года в Нью-Йорке. Выставка УЭР в Италии и парадные ансамбли в архитектуре СССР.
  • Архитектура стран Западной Европы, США и СССР после 2-й Мировой войны (1945 – 1991). Вторая волна модернизма.
    Влияние войны на архитектуру. Вторая волна модернизма в Европе и СССР. Переход к индустриальным методам строительства. Архитекторы-эмигранты и развитие архитектуры модернизма в США. «Сталинский ампир» в СССР – причины и развитие. Реформа 1955 года в СССР и развитие советского модернизма. Международная выставка 1957 года в Брюсселе. Архитектурный футуризм второй волны (Фуллер и др.) Развитие новых идей в градостроительстве. Города-спутники, новые города (Бразилиа, Тольятти), НЭР и др.
  • Архитектура стран Западной Европы, США и СССР в после 2-й Мировой войны (1945 – 1991). Постмодернизм и другие течения.
    Развитие архитектурной теории. Ч. Дженкс, Р. Вентури и др. Архитектура и философия подстмодернизма. Возврат к традициям, коммуникативная роль архитектуры. Общество социальной поддержки и архитектура брутализма в Великобритании и Франции, а также в СССР. Градостроительные теории 1970-х – 1980-х годов ХХ века. Развитие средового подхода в архитектуре. Советская версия постмодернизма.
  • Архитектура стран Азии.
    Архитектурные школы в Азии и их формирование в XX веке. Колониальная архитектура и пост-колониальная архитектура. Проблема поиска локального внутри интернационального стиля и глобальных тенденций в пост-модернисткой архитектуре. Ведущие тенденции в азиатской архитектуре XX-XXІ вв.. Индийская архитектурная школа. Японская архитектурная школа. Ключевые фигуры. Саморепрезентация азиатской архитектуры на примере Венецианской бьеннале.
  • Архитектура рубежа XX- XXI вв.
    Современная мировая архитектурная теория и практика в США, Европе и Азии. Архитектура и новейшие технологии. Современные подходы к архитектурной критике.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в форме презентации авторского проекта архитектурной выставки, раскрывающего одну из поставленных проблем из области истории, теории или критики современной архитектуры. В презентации необходимо раскрыть: Концепцию выставки; Название выставки; Источники материалов, представленных на выставки (коллекции, архивы, участники, др); Выставочное пространство(проект выставочного пространства (эскиз). При сохранении режима дистанционного обучения защиты проводятся в формате онлайн-конференции с предварительной публикацией проекта в режиме доступа для всех участников курса и обсуждением на онлайн-семинарах, отведенных на "защиты".
  • неблокирующий Эссе
    Объём текста ок. 12 000. Сдаётся через ЛМС (проект "Эссе")
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Домашнее задание + 0.4 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Collins, P. (1998). Changing Ideals in Modern Architecture, 1750-1950. Montreal, Que: MQUP. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=403914
  • История памятников архитектуры : от пирамид до небоскребов, Овсянников, Ю. М., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Arnold, D., & Ballantyne, A. (2004). Architecture As Experience : Radical Change in Spatial Practice. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=115048
  • Crysler, C. G. (2003). Writing Spaces : Discourses of Architecture, Urbanism and the Built Environment, 1960–2000. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=98405