• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2019/2020

История лингвистики и современные направления исследований

Статус: Курс обязательный
Направление: 45.06.01. Языкознание и литературоведение
Когда читается: 1-й курс, 1 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Бочкарев Андрей Евгеньевич
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «История лингвистики и современные направления исследования» относится к обязательной части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре для направления подготовки «Языкознание и литературоведение» профиля «Теория языка». В результате освоения дисциплины обучаемые должны знать, как варьируется в исторической перспективе круг изучаемых лингвистикой проблем и как зависит от избираемой в исследовании позиции конструируемая в теории модель.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью изучаемой дисциплины является формирование устойчивых знаний, умений и навыков критически оценивать, как варьируется в исторической перспективе методы и процедуры анализа, равно как и круг изучаемых лингвистикой проблем.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает основной круг проблем в изучении языка в разные исторические периоды, умеет установить в исторической перспективе преемственность и разрывы теоретического знания
  • умеет применить теорию лингвистической относительности в изучении национально специфичных особенностей языковой картины мира в плане концептуализации действительности
  • знает сильные и слабые стороны структуралистского подхода к изучению языка
  • знает сильные и слабые стороны генеративной лингвистики
  • знает, как варьируется в разных научных парадигмах круг изучаемых проблем, умеет критически оценивать, насколько верно моделируется в теории объект во всевозможных рациональных его реконструкциях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История лингвистики как история идей. Обзор основных теорий языка от зарождения лингвистики в древнем мире до состояния в девятнадцатом столетии.
    Языкознание в древней Индии. Греко-римское языкознание. Арабское языкознание. Европейское средневековье. Общее и сравнительно-историческое языкознание. Младограмматическая школа. Отечественное языкознание. И.А. Бодуэн де Куртене. Н.В. Крушевский. В.А. Богоро-дицкий. Ф.Ф. Фортунатов.
  • Теория лингвистической относительности.
    Понятие о внутренней форме языка в учении В. Фон Гумбольдта. Внутренняя форма слова в учении А.А. Потебни. Концепция Сепира – Уорфа. Вейсгербер. Итоги и перспективы.
  • Структурализм: за и против
    На подступах к структурализму. Женевский структурализм. Пражский лингвистический кружок. Копенгагенская школа (глоссематика). Американский структурализм (дескриптивная лингвистика). Предварительные итоги и перспективы.
  • Генеративная лингвистика
    Порождающая грамматика. Порождающая семантика. Порождающая фонология. Итоги и перспективы.
  • Основные парадигмы и методы современной лингвистики. Критерии выбора метода.
    Сравнительно-исторические исследования. Методы и процедуры исследования. Структурно-типологические исследования. Методы и процедуры исследования. Психолингвистика и/или когнитивная лингвистика. Методы и процедуры исследования. Компьютерная лингвистика. Методы и процедуры исследования. Преемственность и разрывы теоретического знания. Перспективы развития.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашние задания в виде презентации
  • неблокирующий программированный тест
    В программированном тесте проверяется способность к владению традиционными и новыми научными принципами и методами лингвистики в работе с предложенными для решения «лингвистическими задачами».
  • неблокирующий активность
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (I семестр)
    0.2 * активность + 0.3 * домашние задания в виде презентации + 0.2 * программированный тест + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Алпатов В. М., Крылов С. А. - ИСТОРИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 452с. - ISBN: 978-5-534-04735-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-lingvisticheskih-ucheniy-437064
  • Голованова Е.И. - Введение в когнитивное терминоведение: учеб.пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 224с. - ISBN: 978-5-9765-1046-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100006
  • Шулежкова С.Г. - История лингвистических учений: учеб. пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 405с. - ISBN: 978-5-89349-725-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91594
  • Языкознание: От Аристотеля до компьютерной лингвистики: Научно-популярное / Алпатов В. - М.:Альпина нон-фикшн, 2018. - 253 с.: 60x90 1/16. - (Научно-популярная литература) (Переплёт) ISBN 978-5-91671-804-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003471

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бодуэн де Куртенэ И. А. - ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 329с. - ISBN: 978-5-534-11836-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obschee-yazykoznanie-izbrannye-trudy-446853
  • Величковский Б. М. - КОГНИТИВНАЯ НАУКА. ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ПОЗНАНИЯ В 2 Т. ТОМ 2 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 386с. - ISBN: 978-5-534-06807-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kognitivnaya-nauka-osnovy-psihologii-poznaniya-v-2-t-tom-2-437723
  • Даниленко В.П. - Общее языкознание и история языкознания - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 272с. - ISBN: 978-5-9765-0708-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84584
  • Потебня А. А. - МЫСЛЬ И ЯЗЫК. ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 238с. - ISBN: 978-5-534-08604-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mysl-i-yazyk-izbrannye-raboty-437841
  • Салихова Э.А. - Основы психолингвистики - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 103с. - ISBN: 978-5-9765-3468-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/102643
  • Семантика. Основной лексикон, науч. ред. В. М. Бухаров, 318 с., Бочкарев, А. Е., 2014
  • Сепир Э. ; пер. Сухотин А. М. - ЯЗЫК. ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ РЕЧИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 210с. - ISBN: 978-5-534-05601-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/yazyk-vvedenie-v-izuchenie-rechi-409909
  • Шульга Е.Н. Когнитивная герменевтика. — М., 2002. — 236 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/345956