• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Культура позднего Средневековья и Возрождения

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Медиевистика)
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Прогр. обучения: Медиевистика
Язык: русский
Кредиты: 12
Контактные часы: 132

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе освоения курса студенты слушают лекции по истории литературы Италии XIII – XVI вв., узнают о наиболее важных явлениях рецепции латино- и италоязычной литературы Аппеннинского полуострова в европейской культуре на протяжении Нового и Новейшего времени (в первую очередь, в русской литературе и искусстве), а также знакомятся с основными моделями развития «ученой» и «изящной» словесности, от Данте до академических «историй литературы Италии» рубежа XX–XXI вв. Таким образом, студенты усваивают не только фактографическую основу литературного развития Италии и даже не просто овладевают категориальным аппаратом истории и теории словесности, но и получают возможность наблюдать возникновение, становление и смену методов в истории гуманитарного знания и формировать критическое отношение к ним.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать представления об общекультурной ситуации в Западной Европе в XII-XVI веках на основе изучения литературы и искусства указанного периода.
  • Для этого планомерно и в хронологической последовательности изучаются произведения искусства и произведения литературы указанного периода. Курс построен на четырех блоках. Первый посвящен искусству позднего Средневековья в Северной Европе, второй – искусству позднего Средневековья и Возрождения в Южной Европе, третий – литературе и словесности на новых языках в эпоху позднего Средневековья, четвертый – позднесредневековой и ренессансной литературе Италии.
  • В рамках изучения искусства студент знакомится с проблематикой готики – последнего большого стиля Средневековья, его периодизацией, основными характеристиками в разных регионах, вопросами установления его хронологических границ и его связи с последующими периодами, в частности, с периодом Северного Возрождения. Он получает первоначальное представление о готическом типе конструкции, его вариантах в разные периоды и в разных регионах, формами декора готического здания, о типологии и общем корпусе произведений монументального и станкового искусства XV века в Северной Европе. Он вырабатывает умение узнавать и датировать произведения искусства Западной Европы XII-XV веков, грамотно определять принадлежность произведения к тому или иному региону Западной Европы готического периода. Наконец, он знакомится с основными типами построек и произведений XIIXV вв., формами и техниками, как ранее существовавшими, так и появившимися в этот период.
  • Затем студент знакомится с ключевыми моментами развития культуры и искусства Возрождения в Южной Европе (территории Италии, Испании, Португалии), с причинами неравномерного распространения новшеств, взаимными влияниями различных регионов Южной Европы, а также влиянием культур за пределами территорий Южной Европы (византийские, заальпийские, трансатлантические). Студент получает представление о проблематике, вопросах истории и методологии, об исторически сложившейся терминологии, системе географической, хронологической и стилистической классификации.
  • При изучении литературы позднего Средневековья и Возрождения цель в том, чтобы познакомить студентов с крупнейшими памятниками средневековой словесности и особенностями их формы, содержания и рецепции; обучить студентов основным навыкам филологического, контекстуального и сопоставительного анализа текстов; сформировать у студентов необходимые знания об историко-литературном процессе и литературно-художественных системах, особенностях функционирований категорий жанра, стиля, авторства, об эволюции жанровых и стилевых систем
  • Последний раздел посвящен литературе Италии позднего Средневековья и Возрождения. Студент знакомится с основными направлениями, жанрами, авторами средневековой и ренессансной литературы Италии, рассказ о которых предполагает самую широкую контекстуализацию фактов истории литературы – демонстрацию их связи с событиями политической истории, истории повседневности, с целым рядом локальных историй отдельных областей знания (таких как богословие, философия, естественные науки), музыки и фигуративных искусств.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоения дисциплины студент должен Знать: – периодизацию искусства Западного Средневековья и Ренессанса, основную проблематику, связанную с культурной, религиозной, художественной ситуацией в Западной Европе XII-XV вв., историей изучения культуры и искусства указанного периода; основы конструкции и декора готического здания, их развитие в разные периоды; типологию и технику произведений изобразительного искусства указанного периода.
  • – основные историко-литературные процессы и жанровую иерархию указанного периода, а также авторов и важнейшие сочинения, определившие основные пути развития европейской словесности, отношение к ним современников и в современной науке;
  • знать основные вехи развития литературы на Аппеннинском полуострове – как латиноязычной, так и создававшейся на диалектах итальянского вольгаре; историю литературных жанров и форм от античности до Возрождения, иметь понятие об их социальных функциях;
  • знать основные проблемы, связанные с формированием языков, на которых создавалась литература Аппеннинского полуострова; историю основных дискуссий о языках изящной и ученой литературы
  • знать историю рецепции явлений итальянской литературы в Новое и Новейшее время; важнейших историков средневековой и ренессансной литературы, иметь представление о корпусе наиболее значимых теоретических и исторических сочинений о средневековой и ренессансной литературе Италии.
  • студент должен уметь – корректно использовать терминологический аппарат, связанный с готической конструкцией и декором, отбирать для иконографического и стилистического анализа наиболее релевантные памятники; выявлять в произведениях искусства XII–XVI вв. образы и сюжеты, затрагиваемые в теоретических трудах.
  • уметь – анализировать и комментировать памятники средневековой литературыс точки зрения их стилистических и жанровых особенностей, понимая историко-культурный контекст и при необходимости обращаясь к тексту первоисточника, историко-лингвистическим словарям и комментариям; применять филологическую и математическую методологию при анализе средневековых и ренессансных текстов, с применением основ информатики (Python, Excel).
  • студент должен владеть – основами научных подходов и методов современной искусствоведческой науки; основами формально-стилистического и иконографического анализа произведений искусства; правильной датировки и географической локализации, определения темы и сюжета произведения искусства; грамотного использования специальной терминологии и понятийной системы, связанной с медиевистической проблематикой; грамотного, взвешенного и научно корректного суждения о стилистической принадлежности памятника.
  • – навыком анализа и комментирования текстов в художественном переводе с соответствующим подстрочником, навыками научного и библиографического поиска и исследовательской работы; методами и категориальным аппаратом истории и теории литературы, некоторыми методами и элементами категориального аппарата исследований культуры.
  • Студент знает ход формирования канона истории литературы Италии, основные периоды ее изучения и имена важнейших исследователей – историков культуры и литературоведов.
  • Студент знает раннюю историю итальянской поэзии в широком историко-политическом и историко-культурном контексте: основные школы, имена и сочинения.
  • итальянской прозы. лк – 2 Знает основные тенденции развития прозаических жанров научной и художественной литературы в Италии XIIIXIV вв., особенности переводческой культуры этого периода, знает основных авторов, писавших в прозе, и их важнейшие сочинения; знает и умеет характеризовать художественные и риторические особенности траттатистики и эпистолярной прозы Петрарки, новеллистики Боккаччо.
  • Студент знает историю развития гуманистического движения в Италии, разные историографические концепции, периодизирующие и объясняющие это явление; знает основные жанры гуманистической литературы, имена и биографии основных представителей гуманистического движения, имеет представление о месте итальянского гуманизма в европейской классической традиции и о вкладе гуманистов в развитие гуманитарных наук.
  • Знает основные направления духовной литературы XIV – XV вв., ее жанры, характерные для нее композиционные приемы, умеет характеризовать ее образность и стиль. Знает литературные биографии Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандолы, умеет контекстуализировать историософские модели этих философов.
  • Знает имена и биографии итальянских суверенов и отдельных знатных семейств, покровительствовавших наукам и искусствам, основные направления и жанры придворной литературы. Знает содержание парадигматических для придворной культуры эпохи сочинений «О кардинальском сане» Паоло Кортези и «Придворный» Бальдассаре Кастильоне, умеет анализировать их антропологическое содержание.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Искусство Позднего Средневековья и Возрождения: Северная Европа
  • Раздел 2. Искусство Позднего Средневековья и Возрождения: Южная Европа
  • Раздел 3. Средневековая литература на новых языках
  • раздел 4
    Тема 1. Обзор литературы XIX-XXI вв., посвященной истории итальянской словесности Средневековья и Возрождения. Тема 2. Истоки итальянской поэзии. Тема 3. Истоки итальянской прозы. Тема 4. Гуманистическое движение в Италии кон. XIV-начала XVI вв.Тема 5. Духовная литература Италии XIV- нач. XVI вв. Деятельность Екатерины Сиенской, проповеди Бернардино Сиенского, сочинения Джованни Доминичи. От мистики к историософии и к синтезу всех философских учений: наследие Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандолы. Тема 6. Придворная культура и литература Италии кон. XIV – нач. XVI вв. Тема 7. Комическое и обсценное в итальянской литературе Средневековья и Возрождения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий тесты
    предполагается три теста, совокупная оценка по которым равняется 30 баллам
  • неблокирующий участие в дискуссии
    Участие в дискуссии по теме семинара оценивается отдельно. В устных выступлениях на семинарах студент должен продемонстрировать знание основной проблематики курса, содержания вопросов лекционных и семинарских занятий, историографической традиции, способность ориентироваться в основополагающей литературе по курсу
  • неблокирующий доклад-эссе
    Доклад-эссе (письменная работа объёмом до 10-12 тыс. знаков), сделанный на выбор по материалу одного из семинаров, нацелен на разработку овладения научной терминологией и основами атрибуции, стилистического и иконографического анализа. Эссе является самостоятельным научным исследованием, выполненным на основе анализа исторического источника или научного исследования, в письменном виде доклад оформляется в соответствии с правилами оформления научных публикаций (ПК 1; ПК 2; ПК 3; ПК 7 ПК 8 ПК 9 ПК 10 ПК 12 ПК 13). Эссе оценивается по 10-балльной шкале.
  • неблокирующий домашнее задание - таблица
  • неблокирующий коллоквиум
    На заключительном устном коллоквиуме студент должен грамотно сформулировать комплекс проблем, связанных с конкретным вопросом, правильно назвать, корректно описать и датировать 5-6 памятников.
  • неблокирующий эссе
    Эссе – письменная работа объемом 4–6 тыс.знаков (3-4 стр.) по предложенному кругу вопросов. Текст эссе должен содержать ответ на поставленный вопрос, комментарий к материалу и словарь терминов. Преподаватель также может предложить выполнить синхронистическую таблицу и продемонстрировать математическую методологию при анализе средневековых и ренессансных текстов, с применением основ информатики. В обоих случаях оценивается содержательная полнота, логика, знание терминологии. За эссе выставляется общая оценка по 10-ти балльной шкале. В случае опоздания или отказа от написания эссе выставляется оценка 0 (ноль).
  • неблокирующий домашние задания
  • неблокирующий письменная контрольная работа
    Письменная контрольная работа на знание визуального материала и грамотное описание памятников искусства. В первой части студенту предлагается тест из 10 вопросов на узнавание произведений. Каждый правильный (точный, полный) ответ оценивается в 0,5 балла. Если в ответе на вопрос допущена ошибка (написание имени, датировка, местонахождение и т.д.), ответ не засчитывается как правильный. Во второй части работы студент должен правильно, терминологически точно и грамотно описать и проанализировать предложенное произведение на основе 5 ключевых критериев. Каждый пункт описания (полнота, точность и т.д.) оценивается в 1 балл. При оценивании знаний студентов по формам текущего и итогового контроля применяется десятибалльная система оценивания. Способ округления оценок, выставляемых в экзаменационную ведомость: к ближайшему целому (например, 7,4 = 7; 7,5= 8). Преподаватель оценивает работу студентов на семинарах и практических занятиях на основе следующих критериев:  Соответствие выступлений требованиям к семинару;  Уровень подготовленности и владение материалом, заданным для подготовки к семинарам и лекциям;  Умение работать в команде (в случае командного задания, например, подготовки выступления, оценка выставляется индивидуально каждому участнику за выполненную им часть работы, но также учитывается общий уровень всей презентации, в том числе умение отвечать на вопросы не только по своей части, но и по теме других участников команды).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Оитог = 0,25раздел1+0,25раздел2+0,25раздел3+0,25раздел4
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010
  • История Средних веков. Т.1: ., , 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История Средних веков. Т.2: Раннее Новое время, , 2010