• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Системная психофизиология

Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 3-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Александров Юрий Иосифович
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Целью освоения дисциплины «Системная психофизиология» является: дать студентам представления о физиологическом обеспечении основных психических процессов и функций; на практических занятиях студенты должны ознакомиться с некоторыми современными методами фундаментальной и прикладной психофизиологии. Дисциплина «Психофизиология» является основой для изучения и закрепления знаний по следующим дисциплинам: нейропсихология, психофизиология развития, социальная психофизиология, системная психофизиология. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть знаниями и компетенциями (пререквизиты) усвоенными в рамках следующих курсов: общая психология, психологический практикум, анатомия и физиология ЦНС. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: нейропсихология, клиническая психология, специальная психология. Формируемые компетенции: воспроизводить и использовать основные понятия системной психофизиологии, владеть ее основными методами, использовать основные принципы и методы системной психофизиологии, демонстрировать знание специальной литературы, обосновывать применение тех или иных методов для решения конкретных исследовательских или практических задач. Использовать знания и навыки в области системной психофизиологии для анализа литературных источников и самостоятельного решения исследовательской или практической задачи Использовать психофизиологические методы для решения практических задач. Представлять связи психофизиологии с другими разделами научной и практической психологии
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • развитие навыков системного мышления, которое позволит представить себе альтернативу традиционному представлению о реактивности не только на организменном, но и на клеточном уровне, заменив его представлениями об активности и целенаправленности, развитых в Системной психофизиологии, теории функциональных систем, системно-эволюционном подходе.
  • использование этих навыков для понимания путей существенного изменения методологии, задач и методов объективного исследования субъективного мира, его структуры и динамики в норме и патологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает о существовании разных, конкруирующих представлений о специфических задачах психофизиологии при описании активности мозга и психики в норме и патологии
  • умеет обосновать источники и предпосылки существования указанных различий
  • сравнивает имеющиеся в психофизиологии, нейронауках и психологии теории, относящиеся к конкурирующим парадигмам: активности и реактивности
  • использует выявленные различия для формулировки конкретных задач исследования, интерпретации результатов, полученных в рамках разных парадигм при изучении мозговых основ психики и поведения
  • имеет навыки использования системно-эволюционных представлений для формулировки задач, проведения исследований и интерпретации результатов экспериментальных работ в области психологии и когнитивной нейронауки
  • знает о существовании разных, конкурирующих представлений о специфических задачах психофизиологии при описании активности мозга и психики в норме и патологии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Активность и реактивность в психологии и нейронауках: коэволюционирующие парадигмы; Актиностнореактивностная эклектика в нейронауке и психологии
    Критерии истинности в науке. Обыденная наука (folk science). Представления К. Поппера и И. Лакатоса о росте научного знания. Фальсификация и верификация теорий. Структура исследовательских программ. Эволюционизм С. Тулмина. Представления Т.Куна о парадигмах в науке. Конкурирующие парадигмы. Активность и реактивность. Коэволюция парадигм.
  • Теория функциональных систем П.К.Анохина; Опережающее отражение и происхождение жизни
    Отличие теории функциональных систем от других вариантов системного подхода. Признаки результата. Операциональная архитектоника функциональной системы. Определение системы. Нервная модель стимула и акцептор результатов действия. Опережающее отражение. Принципы рефлекторной организации поведения, отвергаемые теорий функциональных систем. Соотношение развертывания операциональной архитектоники функциональной системы и в ременной организации психофизиологических показателей активности организма. Поведенческий континуум. Ориентировочноисследовательское поведение.
  • Интегративная деятельность нейрона; Метаболические «потребности» нейрона и детерминация его активности.
    Концепция интегративной деятельности нейрона РамониКахаля; правила "единства нейрона". Суммационная концепция деятельности нейрона. Концепция интегративной деятельности нейрона П.К.Анохина. Концепция "гедонистического нейрона" А.Г.Клопфа. Функциональные и анатомические синаптические поля. Детерминанты активности нейрона в системноэволюционной теории. Пост, перистимульные и "предрезультатные" гистограммы. Метаболизм нейрона и его генетическая детерминация. Внутриклеточная активность нейромедиаторов. Множественность нейромедиаторов.
  • Психофизиологическая проблема; Происхождение психики с позиций системного решения психофизиологической проблемы
    История представлений о соотношении души и тела: Аристотель, Гален, Везалий, Декарт, Кабанис. Традиционная психофизиология. Ее методологическая база и задачи. Традиционные пути решения психофизиологической проблемы. Концепция трех миров Поппера. Эклектика и редукционизм в психологии и психофизиологии как следствие прямого сопоставления психического и физиологического. Системное решение психофизиологической проблемы. Задачи системной психофизиологии. Происхождение психики.
  • Системноэволюционная теория и специализаций нейронов
    Бытовое и научное использование термина "иерархия". Критика концепции иерархических уровней, основывающейся на обыденных представлениях о главенствовании подчинении; управляющие системы и управляемые объекты. Гетерархия. Иерархия функциональных систем; упорядоченность уровней как продукт истории: М.Бунге, Я.А.Пономарев, К.Монаков, Д.Э.Когхилл, Ж.Пиаже, К.Г.Юнг. Сопоставление концепций системогенеза и органогенеза. Понятие о внутрисистемной и межсистемной гетерохронии. Принципы герохронной закладки компонентов функциональной системы, фрагментации органа и минимального обеспечения функциональной системы. Формирование базовых и дифференцированных систем на последовательных э тапах индивидуального развития. Системноэволюционная теория В.Б.Швыркова. Системная структура поведения. Системная специализация нейронов. Отражение межсистемных отношений в активности нейронов. Паттерны специализации нейронов в разных структурах мозга. Соответствие методологического аппарата системноэволюционной теории основным требованиям к методологии системного анализа в психологии. Элемент и единица субъективного опыта. Динамика субъективного мира.
  • Научение и память; Системное значение экспрессии генов при научении; реювенилизация; Инструктивные теории и системноселекционная теория научения
    Критерии, в соответствии с которыми модификация поведения может рассматриваться как следствие обучения. Память как процесс. Долговременная и кратковременная память. Превращение психологического понятия ассоциации в нейробиологическую теорию: синапс Хебба. Структурные изменения при научении. Реювенилизация при обучении: включение прио научении процессов, имеющих место при дифференциации нервной системы. Ранние гены в развитии и обучении. Системогенез в раннем онтогенезе и при обучении взрослых: сходство и различия. Долгосрочные изменения эффективности синапсов. Трактовка феноменов долгосрочного изменения эффективности синапсов и активации ранних генов, основанная на системной концепции детерминации активности нейрона. Научение новая система, а не новая молекула. Инструктивные и селективные теории обучения. Нейродарвинизм Дж.Эдельмана. Образование первичного и вторичного ассортиментов. Понятие вырожденности. Аналогия между селекцией нейронов при обучении, отбором в эволюции и концепцией клональной селекции в иммунологии. Основанная на рефлекторной теории дихотомия: когнитивное научение обучение ассоцииации стимула и реакции как основа современных классификаций памяти (Л.Надель). Системноселекционная теория обучения. Формирование нового акта как процесс специализации новой системы нейронов. Формирование поведения в пренатальном онтогенезе. Постоянство специализации нейронов. "Резерв" нейронов и формирование новых систем. Нейрогенез на ранних этапах онтогенеза и у взрослых индивидов. Зависимость специализации нейронов от способа обучения. Традиционное и системное понимание процессов консолидации памяти. Системогенез и гибель нейронов: норма и патология.
  • Сознание и эмоции
    Основные представления о сознании и эмоциях в нейронауках и психологии (П.К.Анохин, П. В.Симонов, А.М.Иваницкий, Н.И. Чуприкова, Э.А.Костандов, Я.Рейковский, К.Изард, К.Коффка, Р.Платчик, Дж.Эдельман, Б.Либе, Дж. Грей, А. Дамазио и др.). Сознание как "удвоение поведения" (Л.С.Выготский), образы результатов, презентируемые субъекту (А.Н.Леонтьев). Традиционное понимание соотношения сознания и эмоций как взаимодействующих и взаимовлияющих. Динамика сознания и его уровни в сопоставлении с динамикой системных процессов. Бытийный и рефлексивный уровни сознания (В.П.Зинченко). Психофизиология бессознательного. Данные современных исследований, полученные с применением методов функционального картирования. "Физиологические условия психических обертонов" У.Джемса. Содержание сознания. Регулятивное и коммуникативное значение сознания. Сознание и язык. Происхождение сознания; индивидуальный опыт человека как производное общественного опыта. Динамика, регулятивное и коммуникативное значение эмоций. Биологическая теория эмоций, информационная теория эмоций. Сознание и эмоции как характеристики разных уровней организации деятельности. Единая теория сознания и эмоций. Ее сходство с другими концепциями и отличия от них.
  • Мозг, психика и культура в системной перспективе
    Системные представления о культуре. Сопоставление системных структур и динамики культуры и субъективного опыта. Мораль и эмоции как низкодифференцированные элементы этих структур. Системное понимание языка как инструмента отчета о достигнутых индивидуальных результатах в терминах «оценивающего» социума. Системогенез в культуре. Язык и формирование поведения в процессе культурного системогенеза. Специализация индивидов (и их нейронов) в культуре. Генкультурная коэволюция. Культуроспецифичность ментальных моделей: внутрикультурные и кросскультурные различия. Западные и незападные ментальные модели. Соответствие культурной специфики ментальных моделей и характера экономики. Комплементарность культур.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устный опрос
  • неблокирующий Устный мини-тест
  • неблокирующий Устный экзамен
  • неблокирующий Аудиторная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Психофизиология : учебник для вузов, Безденежных, Б. Н., Греченко, Т. Н., 2001
  • Психофизиология : учебник для вузов, Гринченко, Ю. В., Греченко, Т. Н., 2007

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Анатомия и физиология гомеостаза: Учебное пособие / Ю.Н. Самко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 94 с.: 60x88 1/16. - (Клиническая практика). (обложка) ISBN 978-5-16-009383-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/436483
  • Психофизиология: общая, возрастная, дифференциальная, клиническая : учебник / Т.М. Марютина. — 4-е изд., пер. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 436 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/13521. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1010790
  • Психофизиология: общая, возрастная, дифференциальная, клиническая: Учебник/Марютина Т.М. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 436 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-010818-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/502847
  • Психофизиология: Учебное пособие / Ю.Н. Самко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 154 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование). (обложка) ISBN 978-5-16-009028-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/418981
  • Психофизиология: Учебное пособие/С.Г.Кривощеков, Р.И.Айзман - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 249 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование) (Переплёт) ISBN 978-5-16-009649-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/451796