Бакалавриат
2019/2020
Практикум: Фокус-группы
Статус:
Курс по выбору (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Левинсон Алексей Георгиевич
Язык:
русский
Кредиты:
2
Контактные часы:
20
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина направлена на изучение основных методологических и методических принципов организации и проведения фокус-групп. • Ознакомление студентов с основными групповыми качественными социально-психологическими методиками сбора и анализа психологической информации. • Формирование у студентов практических навыков организации и проведения фокус-групп. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: знать основы социальной психологии, психологии социальных групп в межгрупповых отношений;
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Практикум: фокус-группы» является получение общих представлений о возможностях метода сбора социальной и маркетинговой информации с помощью фокус-групп (далее ФГ) и приобретение знаний и навыков в организации, проведении, анализе собранной информации. В результате освоения дисциплины студент должен: знать: социальные и социально-психологические процессы и взаимодействия, происходящие в ходе фокус-групп основные принципы и понятия методологии качественного социологического исследования; социальный контекст фокус-группового маркетингового исследования. уметь: ставить и понимать задачи, которые могут быть решены с помощью метода фокус-групп; планировать и организовывать сбор необходимой социальной информации с помощью метода фокус-групп; интерпретировать результаты фокус-групп. владеть: навыками подготовки и проведения фокус-группового исследования.
Планируемые результаты обучения
- Знать социальный контекст фокус-группового маркетингового исследования.
- Знать социальные и социально-психологические процессы и взаимодействия, происходящие в ходе фокус-групп основные принципы и понятия методологии качественного социологического исследования;
- уметь ставить и понимать задачи, которые могут быть решены с помощью метода фокус-групп;
- Уметь планировать и организовывать сбор необходимой социальной информации с помощью метода фокус-групп;
- Владеть навыками подготовки и проведения фокус-группового исследования.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Место фокус-групп среди других методовМассовый опрос и стандартизованное интервью. Индивидуальные глубинные интервью. Индивидуальные экспертные интервью. Тесты
- Тема 2. Фокус-группы как сочетание различных методов исследованияОпросные методы и методы наблюдения. ФГ как единственный комплексный метод
- Тема 3. Проблематика массового сознания при использовании метода ФГКультура как управляющий контур социума. Нормативно-ценностные механизмы, образцы поведения. Массовое сознание – практический концепт регулятива.
- Тема 4. Коммуникативная модель фокус-групп как элемента маркетинговых исследованийИнститут производителя. Институт потребителя. Социальная дистанция меж ними. Маркетинг как средство ее преодоления. Маркетинг как коммуникация. Качественные маркетинговые исследования как посредник.
- Тема 5. Дизайн исследования и темыВозможные темы. Определение цели и задач исследования. Оптимальные форматы. Выбор ЦА и способа рекрутмента.
- Тема 6. Технические условия обеспечение ФГПомещение. Оборудование. Catering
- Тема 7. Роль логистики, планирование и согласования.Логистика, планирование и согласование при проведении ФГ.
- Тема 8. Рекрутмент как проблема ФГЦА и ее достижимость. Возможные мотивации респондента. Работа рекрутера. Опасности. Проблема вознаграждения.
- Тема 9. Документация фокус-группRFP. Предложение. ТЗ и Договор. Topic guide & Interview guide. Наблюдение и ведение записей. Транскрипты. Краткий отчет. Отчет. Презентация.
- Тема 10. Роли и функции модератораТри роли модератора. Три функции модератора. Ложные опасности. Реальные трудности.
- Тема 11. Групповая динамикаВводная часть. Приветствие. Официальные уведомления. Знакомство. Кульминация. Завершение. Контроль.
- Тема 12. Взаимодействие с клиентом как проблемаКонтакт с клиентом. Client service. Права и обязанности исполнителя. Этика взаимоотношений.
- Тема 13. Фиксация процесса фокус-группНаблюдение. Записки. Видео трансляция и видеозапись. Аудиозапись. Транскрипты. Verbatims
- Тема 14. Анализ результатов, кодированиеТри приема анализа. Кодирование. Особенности краткого отчета. Особенности полного отчета. Уровни обобщения материала.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Варганова, Г. (2010). Виртуальные фокус-группы как метод научного исследования. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.97C4BEB5
- ХОЛЯВИН АРТУР. (2016). Метод Фокус-Группы И Ролевая Игра: Потенциал И Ограничения В Исследовании Социально Чувствительных Проблем. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C5D43DC3
Рекомендуемая дополнительная литература
- Варганова, Г. (2010). Виртуальные фокус-группы как метод научного исследования. Библиосфера, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.13569465