• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Управление качеством в здравоохранении

Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Управление и экономика здравоохранения
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Управление качеством в здравоохранении» нацелена на формирование у магистров знания основного содержания деятельности системы здравоохранения в ее направленности на безопасность и эффективность.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с основными подходами к обеспечению безопасности и качества помощи, реализуемыми в системе здравоохранения, научными их основаниями и технологиями управления, в том числе экономическими процессами на макро- и микроуровнях в различных странах мира и Российской Федерации;
  • Подготовка студента к использованию новых технологий управления в российской практике с учетом процессов модернизации и оптимизации системы в условиях экономического кризиса и реализации программ развития.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Магистр знает и умеет использовать основной понятийный аппарат системы обеспечения качества
  • Магистр знает особенности процессов обеспечения качества в медицине и организации здравоохранения;
  • Магистр имеет представление об основных проблемных полях науки и практики управления качеством, в том числе в здравоохранении;
  • Магистр освоил содержание основных направлений деятельности по обеспечению качества в управлении системой здравоохранения;
  • Магистр обладает навыками работы с нормативными актами, научными текстами по обеспечению качества в здравоохранении;
  • Магистр обладает навыками поиска, обработки и анализа информации, необходимой для подготовки и обоснования управленческих решений в здравоохранении, а также анализа проблем здравоохранения и подготовки предложений по их решению;
  • Магистр знает о современных направлениях модернизации здравоохранения России и уметь критически оценить перспективы их внедрения в определенной области.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Качество и эффективность медицинской помощи
    • Основные определения и характеристики качества медицинской помощи • Результативность, эффективность, оптимальность, приемлемость, законность, справедливость и беспристрастность в медицинской помощи • Потребительские свойства медицинских услуг • Основы методологии оценки качества и эффективности медицинской помощи. Триада Донабедиана • Критерии и показатели качества и эффективности медицинской помощи. Вопросы экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности. • Проблема врачебных ошибок
  • Тема 2. Медицинские технологии и их оценка
    • Медицинская технология в ее развитии. Регистрация медицинских технологий. Экспертиза. • Оценка медицинских технологий: диагностических, лечебных, профилактических, организационных. Государственные и негосударственные организации ОМТ. • Затратная эффективность медицинских вмешательств. Концепция ценности и ее приложение.
  • Тема 3. Технологии обеспечения и управления качеством в медицине
    • Развитие представлений о должной медицинской практике в западной медицине • Профессиональные стандарты (клинические рекомендации) • Технологический контроль как средство обеспечения качества помощи. • Ограниченность ресурсов и обеспечение качества помощи. • Концептуальные подходы к управлению качеством: 1) Контроль, обеспечение, непрерывное улучшение качества медицинской помощи 2) Принципы управления Деминга • Основные механизмы обеспечения качества и эффективности медицинской помощи. • Экономические методы управления в здравоохранении (планирование здравоохранения, системы оплаты медицинской помощи, материальное стимулирование медицинского персонала). • Принципы мотивации в управлении качеством медицинской помощи. • Общественные организации в здравоохранении. • Системы лицензирования, аккредитации, сертификации, аттестации. • Повышение квалификации медицинского персонала. • Организационные технологии функционирования систем оценки качества и эффективности медицинской помощи. • Нормативное регулирование экспертизы качества медицинской помощи
  • Тема 4. Стандартизация в здравоохранении
    • Основные принципы стандартизации в здравоохранении • Объекты стандартизации в здравоохранении • Правовые основы применения медицинских стандартов. Принципы разработки стандартов медицинской помощи. • Медико-экономические стандарты. • Экономические основы стандартизации в здравоохранении. • Роль и место стандартов медицинской помощи • Система порядков, стандартов, клинических рекомендаций, критериев оценки качества в российском здравоохранении.
  • Тема 5. Формы экономической мотивации в здравоохранении
    • Роль экономического стимулирования: неоклассический и неоинституциональный подходы • Системы оплаты медицинской помощи: главные принципы и характеристики • Требования к построению систем оплаты медицинской помощи • Оплата труда в бюджетных учреждениях здравоохранения • Методы экономического стимулирования в системе оказания амбулаторной помощи • Методы экономического стимулирования в системе оказания стационарной помощи • Международный опыт реформирования систем оплаты медицинской помощи • Методы оплаты медицинской помощи в российском здравоохранении • Направления и механизмы реформирования методов оплаты в российском здравоохранении
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Примерные темы эссе Цена качества и затраты на качество в неконкурентной среде. Классификация болезней как основа для бенчмаркинга. Диагностические технологии и их ограничения . Точность диагностики и удовлетворенность потребителей медицинских услуг. Медицинская услуга и медицинская помощь - приемлемость и конкуренция понятий. Оценима ли общественная ценность профилактических вмешательств. Способны ли потребители адекватно учитывать дисконтирование. Трансформация места клинических рекомендаций в современной российской практике. То, что врачи делают сегодня - отражает ли это субъективно желаемый стандарт качества? Насколько граждане России готовы к ограничениям на доступ к отдельным вмешательствам? Справляется ли ПЖНВЛС с ролью ограничителя нерациональной фармакотерапии. Чем нужда, потребность и спрос отличаются друг от друга. Оценки качества жизни и их роль в развитии представлений о должной помощи. Оценка трудоспособности как элемент медицинской помощи. Представления людей о продолжительности жизни и требования общества к качеству медицинской помощи. Роль и место здравоохранения в национальной экономике. Криминализация нежелательных эффектов оказания помощи и ее качество. Возможно ли достигать качества помощи без развития «защитной» практик. Истоки доверия качеству помощи в коммерческих организациях. Темы эссе возможны иные по согласованию с преподавателем.
  • неблокирующий Подготовка к семинарским занятиям, включая домашние задания
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа по теме «Управление качеством медицинской помощи» Задание: Предложить для организации, в которой работает студент, структуру, нацеленную на улучшение важных характеристик работы организации или ее подразделения - предложить непрерывно действующий процесс, нацеленный на решение актуальных для организации проблем.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://www.zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студентПримеры вопросов на экзамене: 1.1.1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины 1.2. При каких обстоятельствах возникли больницы в Европе? 1.3. На каких принципах основана классификация болезней? 1.4. Как устанавливается эффективность диагностических тестов? 1.5. Как устанавливается эффективность лечебных вмешательств? 1.6. Как устанавливается эффективность профилактических вмешательств? 1.7. Что такое дисконт в расчете затратной эффективности технологии? 1.8. Чем доказательная медицина отличается от оценки медицинской технологии? 1.9. Что такое клинические рекомендации? 1.10. Как распространенная практика может отражать стандарт качества? 1.11. Как соотносятся медико-экономические стандарты и клинические рекомендации? 1.12. Что такое положительный список лекарственных средств? 1.13. Что такое список жизненно важных лекарственных средств? 1.14. Чем нужда, потребность и спрос отличаются друг от друга? 1.15. Что такое качество жизни, и как его измеряют? 1.16. Что такое DALY и QALY? 1.17. Что такое инвалидность? 1.18. Что такое средняя продолжительность предстоящей жизни? 1.19. Значение заболеваемости для анализа и планирования деятельности врачей, органов и учреждений здравоохранения, для оценки качества и эффективности медицинской помощи. 1.20. Каковы основные типы систем здравоохранения? 1.21. Роль и место здравоохранения в экономике народного хозяйства. 1.22. Назовите основные субъекты системы здравоохранения. 1.23. Какое значение имеют преемственность и взаимосвязь между различными лечебно-профилактическими учреждениями? 1.24. Что такое диспансерный метод? 1.25. Назовите основные этапы организации медицинской помощи сельскому населению. 1.26. Что такое стационарозамещающие формы медицинской помощи? 1.27. Какова роль врача общей практики и семейного врача в оказании медицинской помощи, в чем их различие? 1.28. В чем заключаются основные функции финансирования здравоохранения? 1.29. Назовите основные источники финансирования здравоохранения. 1.30. Каковы недостатки и преимущества одноканальной и многоканальной систем финансирования? 1.31. Что такое бесплатная медицинская помощь? 1.32. В чем заключаются проблемы коммерциализации в здравоохранении? 1.33. Какие вы знаете уровни управления здравоохранением? 1.34. Каковы основные формы информационного обеспечения управления? 1.35. В чем отличие ведомственной и вневедомственной экспертизы качества? 1.36. В чем отличие внешней и внутренней экспертизы качества? 1.37. В чем отличие независимой экспертизы качества медицинской помощи и медицинских услуг? 1.38. Какие виды эффективности различают в здравоохранении? 1.39. В чем преимущества и недостатки структурного, процессного и результативного подходов к управлению качеством медициной помощи? 1.40. Дайте характеристику лекарственного обеспечения в России. 1.41. Каковы проблемы лекарственного обеспечения в России? 1.42. Какие мировые модели лекарственного обеспечения могут быть перспективными для России и почему? 1
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Оитоговая = 0,8*Онакопл оц. (0.4*Работа на семинарских занятиях, включая выполнение домашних заданий + 0.2*Эссе + 0.2*Контрольная работа) + 0,2*Оэкзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Российское здравоохранение: проблемы управления и эффективность [Электронный ресурс] : монография / А.А. Шабунова и др.; под общ. ред. А.А. Шабуновой. - Вологда : ФГБУН ВолНЦ РАН, 2017. - 244 с. - ISBN 978-5-93299-381-1. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1019469 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1019469

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бережливое производство + шесть сигм : комбинируя качество шести сигм со скоростью бережливого производства, Джордж М. Л., Сундстрема Ю., 2007