• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Современная польская академическая культура

Направление: 51.04.01. Культурология
Кто читает: Департамент общей и прикладной филологии
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Васильев Алексей Григорьевич
Прогр. обучения: Культурная и интеллектуальная история: между Востоком и Западом
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 96

Программа дисциплины

Аннотация

Целью курса является комплексное введение в полонистику (polish studies), углубление и систематизация знаний о польской истории и культуре. Рассматриваются основные этапы исторического развития Польши, трансформации политических и социальных систем, структур повседневности, основных значений и смыслов польской культуры, ментальностей. Особое внимание уделяется функциям определенных исторических явлений, процессов, событий и героев польской истории как «мест памяти», вокруг которых формируется польская национальная идентичность. При этом большое значение придается тому, как эти исторические факты входили и входят в массовое историческое сознание и культурную память народа через литературу, театр и кино. Это позволяет раскрыть культурные механизмы трансформации культурных значений и смыслов и ту роль, которую играют при этом различные медийные формы и коммуникативные практики. Поэтому большое значение в курсе придается изучению истории польского театра и кино и особенно – постановкам и экранизациям классических литературных произведений «долгого польского XIX века». Это позволяет рассмотреть то, как исторические «образы-воспоминания» сначала преломлялись в литературной форме, а потом вновь входили в польскую культурную память уже в ремедиатизированной (кинематографической и сценической) формах. Отдельное внимание в курсе уделяется рассмотрению вопросов польской интеллектуальной истории, проблемам истории польского социально-гуманитарного знания, его вкладу в европейский, российский и мировой интеллектуальный контексты. Рассматриваются ключевые фигуры польского социально-гуманитарного знания. Кроме того, обращается внимание на институциональный аспект польской интеллектуальной истории, историю школ и университетов, научных обществ, академий и др. институтов, которые в польском случае играли, помимо собственно научно-образовательной, еще и очень важную социально-культурную роль институтов национальной памяти и идентичности. Важной частью курса является также рассмотрение проблем этнолингвистики и лингвокультурологии, а также социологических аспектов функционирования польского языка. Курс включает анализ фразеологизмов польского языка как носителей культурной картины мира и национальной/региональной памяти, некоторых аспектов польской диалектологии, языковой политики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать: - основные этапы исторического развития Польши, трансформаций ее политических и социальных систем, структур повседневности; - функции определенных исторических явлений и процессов в польской национальной памяти; - содержание основных этапов польской интеллектуальной истории, проблемы истории польского социально-гуманитарного знания, его вклад в мировой, европейский и российский интеллектуальный контексты; - основные фигуры польской интеллектуальной истории и сущность их идей; - социолингвистические и лингвокультурологические аспекты функционирования польского языка.
  • Уметь: - анализировать процессы превращения исторических событий в факты массового исторического сознание; - выявлять составляющие культурной памяти в польской литературе, театре и кино; - раскрывать культурные механизмы трансформаций значений и смыслов в различных медийных формах и коммуникативных практиках; - анализировать фразеологизмы польского языка как носителей культурной картины мира и национальной/региональной памяти
  • Владеть: - навыками анализа основных значений и смыслов польской культуры; - методами рассмотрения процессов, событий и героев польской истории в качестве «мест памяти», вокруг которых формируется национальная идентичность; - навыками критического анализа произведений польской литературы, театра и кино с точки зрения (пре-)ремедиатизации культурных смыслов; - методами анализа институциональных аспектов польской интеллектуальной истории; - навыками социолингвистического и лингвокультурологического анализа фразеологизмов и диалектизмов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует ключевые вопросы польской истории, реконструирует основные ее этапы, сравнивает исторические периоды и события.
  • Грамотно оперирует понятиями "место памяти" и "образ-воспоминание"; реконструирует основные способы формирования национального мемориального нарратива; анализирует основные этапы польской истории с точки зрения "парадигмы памяти".
  • Анализирует основные традиции польской литературы. Сравнивает различные периоды польской литературы и отдельные произведения. Сравнивает литературу с другими источниками формирования национальной идентичности.
  • Анализирует основные традиции польской университетской культуры.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные периоды польской истории: политические процессы, социально-экономические явления, структуры повседневности
    Древнейшее население польских земель. Формирование польской государственности. Гнезно и Краков. Раннефеодальная монархия. Христианизация. Отношения со Священной Римской империей и Киевской Русью. Мешко I и Болеслав Храбрый. Пясты. Период феодальной раздробленности и объединение земель. Владислав Локетек. Развитие Польского государства при Казимире Великом. Отношения с Орденом. Грюнвальд. Отношения с Литвой. Ягеллоны. Продвижение Польского государства на Восток. Люблинская уния. Расширение шляхетских привилегий. Выборная монархия. «Золотой» XVI век. Экономическое развитие. Польский ренессанс. Политический кризис XVII века. «Димитриады». Конфликты со Швецией, Москвой, Крымом. Казацкие войны. Эпоха Просвещение. Просвещение и сарматизм в идейной жизни Польши. «Просвещенный сарматизм». Политическое ослабление. Иностранное вмешательство. Барская конфедерация. Разделы Польши. Восстание Костюшко и Гродненский сейм. Польские земли на протяжении «долгого XIX века»: формирование польской нации, социальноэкономическое развитие, политические процессы, русификация и германизация. Польские восстания. Эмиграция. Галицийская автономия в Австро-Венгерской империи. Поиск путей восстановления государственности. Первая мировая война и восстановление независимой Польши. Юзеф Пилсудский и Роман Дмовский. Межвоенное двадцатилетие. Государственный переворот Пилсудского. Санация. Вторая мировая война. Нападение фашистской Германии и советское вторжение. Катынь. Поляки во Второй мировой войне. Варшавское восстание. «Польский вопрос» в системе послевоенного устройства мира. Советизация Польши. Польская эмиграция. Политический кризис 1956 г. «Поль- ский октябрь». Десталинизация. Кризис марта 1968 г. Кризис 1970 г. Отставка Гомулки. Стабилизация Герека. Кризис рубежа 1970-80-х гг. Движение «Солидарность». Лех Валенса. Введение военного положения. В.Ярузельский. Перестройка в СССР и «круглый стол» в Польше. Декоммунизация Польши. Вступление в ЕС и НАТО. Новая внешняя политика. Отношения с США, Германией, Россией и постсоветскими странами. Политическая борьба в современной Польше. Д.Туск и братья Качиньские. Смоленская катастрофа. «Гражданская платформа» vs «Право и справедливость». Новые идейные и мировоззренческие водоразделы польского общества.
  • Польская история как история «мест памяти» и «образов-воспоминаний»: формы репрезентации и функции
    Понятие «места памяти» и «образа-воспоминания» в современных memory studies. Функции культурной памяти: идентификация и легитимация. Триумфальные и травматические экстремумы мемориального нарратива. «Истоки Польши» как место национальной памяти: между славянскими корнями и имперской великодержавностью. Пясты и Ягеллоны как «образы-воспоминания», «пястовская» и «ягеллоновская» Польша. Эпоха сарматизма как образ национального триумфа. Сарматы как место шляхетской памяти и сарматизм как национальный «образ-воспоминание». Травма разделов и ее рационализация в мемориальном нарративе: романтический оптимизм и «краковский пессимизм». Эпоха разделов и формирование канона национальной памяти. Польская история ХХ века: травматическая память и ее влияние на польскую национальную идентичность и межкультурные связи. Литература и кино как носители культурной памяти.
  • Польская литература и польское национальное самосознание
    Литературоцентричность польской культуры. Литература на латинском и польском языках периода Средневековья и Ренессанса. «Богородица» - древнейший памятник польской словесности. Ян Кохановский и формирование фигуры профессионального литератора в польской культуре. Ян Хризостом Пасек и традиции польской мемуаристики. Польская литература эпохи Просвещения. Роль литературы в польской культурной жизни эпохи разделов. Адам Мицкевич как национальный поэт-пророк. Специфмка польского романтизма. Польский позитивизм. «Молодая Польша». Польская литература как носитель национальной памяти и источник формирования национальной идентичности. «Укрепление сердец». Г.Сенкевич и формирование массовой литературы для массового читателя. Польская литература ХХ века как отражение трагической истории и актор культурной политики.
  • Польская интеллектуальная история. Польская университетская традиция
    Формирование интеллектуальных центров в средневековой и ренессансной Польше. Ягеллонская академия. Достижения в области историографии, философии, права. Астрономия. Николай Коперник. Специфика польского Просвещения. Философскополитическая мысль. Ст.Сташиц. Польская наука периода разделов. Формирование польских научных обществ и институтов. Роль историографии, фольклористики, филологии и географии в формировании польского национального сознания. Германизация и русификация польской интеллектуальной жизни. «Галицийский Пьемонт». Польша в мировой науке начала ХХ века. Антропологический структурализм. Бронислав Малиновский. Польский вклад в социологию и исследования коллективной памяти Стефан Чарновский. Польская историография периода борьбы за независимость и формирование идет Центрально-Восточной Европы. Оскар Халецкий. Вклад Польши в «гуманистический поворот» в социально-гуманитарных науках. Флориан Знанецкий. Польская философская традиция. Роль социально-гуманитарных наук в культурной жизни Польши ХХ века. Наука как форма политической активности. Современная польская наука и ее постсоциалистические трансформации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Ответ на семинаре
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Устный экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Skype (https://www.skype.com/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Skype. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Контрольная работа + 0.4 * Ответ на семинаре + 0.4 * Устный экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Контрольная работа + 0.4 * Ответ на семинаре + 0.4 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Trojanowska, T., Niżyńska, J., Czapliński, P., & Polakowska, A. (2018). Being Poland : A New History of Polish Literature and Culture Since 1918. Toronto: University of Toronto Press, Scholarly Publishing Division. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1937004
  • Кулжинский И.Г. - История Польши - Издательство "Лань" - 2014 - 192с. - ISBN: 978-5-507-37499-1 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/44630
  • Соколова М. В. - ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 113с. - ISBN: 978-5-534-10089-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-i-metodologiya-istorii-istoricheskaya-pamyat-437272

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Зарубежная литература XVIII века: хрестоматия научных текстов: Хрестоматия / Под ред. Бурова И.И. - СПб:СПбГУ, 2017. - 376 с.: ISBN 978-5-288-05770-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/999905
  • Карнович Е.П. - Очерки старинного быта Польши - Издательство "Лань" - 2013 - 159с. - ISBN: 978-5-507-12611-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/10365
  • Муханов П.А. - Подлинные свидетельства о взаимных отношениях России и Польши, преимущественно во время самозванцев (документы 1606—1622 на русском и польском языках). - Издательство "Лань" - 2013 - 274с. - ISBN: 978-5-507-12625-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/10379
  • Соловьёв С.М. - История падения Польши - Издательство "Лань" - 2013 - 147с. - ISBN: 978-5-507-10264-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/9885