Магистратура
2019/2020
Проектный семинар "Лидерство: проблемы, типологии, управленческие практики"
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Социология публичной и деловой сферы)
Направление:
39.04.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Балабанова Евгения Сергеевна
Прогр. обучения:
Социология публичной и деловой сферы
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Курс представляет теоретические подходы, классические и современные концепции и результаты эмпирических исследований лидерства в организационном контексте. Основное внимание уделено современным направлениям в изучении личности и поведения руководителей, их управленческим практикам, стилям общения с подчиненными. Лидерами «рождаются» или «становятся»? Как одни индивиды приобретают власть над другими? Каковы «позитивные» и «негативные» проявления власти руководителей? Что может противопоставить работник власти своих руководителей? Мы рассмотрим классические и современные типологии стилей лидерства, поговорим о сущности трансформационного лидерства. На примере «диадных» концепций демонстрируется применение теории социального обмена к исследованиям лидерства. Представляются современные критические теории, такие как «романтика лидерства», субституты лидерства, подход к изучению лидерства с точки зрения подчиненных. Обсуждаются вопросы «деструктивного» поведения руководителей, эффективности лидерства, его гендерной и культурно-институциональной специфики. Специальное внимание уделяется методологическим аспектам эмпирических исследований лидерства в организациях.
Цель освоения дисциплины
- Целью освоения дисциплины «Лидерство: проблемы, типологии, управленческие практики» является подготовка выпускников к информационно-аналитической и научно-исследовательской деятельности.
Планируемые результаты обучения
- В результате освоения дисциплины студент должен: знать о: - современных теоретических направлениях изучения лидерства и управленческой деятельности; - факторах, влияющих на формирование стратегий и моделей лидерства и руководства; - механизмах воздействия лидеров и руководителей на установки и поведение подчиненных.
- уметь: - анализировать социологические и социально-психологические проблемы управленческой деятельности; - диагностировать и определять оптимальные стили лидерства для решения управленческих задач;
- владеть: - навыками критического осмысления научных материалов по социологическим и социально-психологическим аспектам управленческой деятельности; - навыками поиска и систематизации научной литературы по заданной теме; - навыками анализа результатов теоретических и эмпирических исследований, в том числе опубликованных на английском языке.
Содержание учебной дисциплины
- Лидерство и управленческая деятельность: проблемное поле и эволюция подходов к изучениюДисциплинарные подходы к исследованиям лидерства. Эволюция взглядов на лидерство. «Лидерство», «руководство» и «менеджмент». «Универсалистский» и «контекстуальный» подходы к изучению феномена лидерства.
- Личность лидера и ролевой стандарт поведения руководителя«Лидер» как обладатель определенных личностных характеристик. Лидерские качества. Тео-рии лидерских черт. Ценностно-мотивационные, эмоциональные, когнитивные, поведен-ческие аспекты лидерства. Лидерские компетенции. Мотивация к достижению, стремление к саморазвитию, креативность, работоспособность, харизма. Ролевой стандарт поведения руководителя. Этические проблемы лидерства.
- Стили лидерства и руководства: теоретические подходы и результаты эмпирических исследованийСтили лидерства: способы осуществления руководящих функций (К. Левин, Р. Лайкерт, Р. Блэйк и Дж. Моутон, Ф. Фидлер, Р. Хауз, П. Херси и К. Бланшар). Влияние стилей руковод-ства на установки и поведение подчиненных. Трансформационное, трансакционное лидерст-во и их составляющие. Условия эффективности трансформационного и трансакционного лидерства. Теория обмена между лидером и подчиненным. Условия вхождения в ин-группу лидера. Принадлежность к ин-группе руководителя, установки и поведение подчиненных.
- Феномен «деструктивного» лидерства: проявления, предпосылки и последствияПонятие «деструктивного» лидерства. Руководитель как «токсичная» личность. «Темная триада» личностных качеств и карьера менеджера. «Враждебное» поведение руководителя в зарубежных и российских организациях. Властные отношения в организации как предпосылка деструктивного лидерства.
- Менеджеры как социально-профессиональная группаСоциально-демографический портрет менеджеров в различных отраслях и сферах деятельности. Менеджеры на различных уровнях организационной иерархии. Ценностные установки менеджеров в отношении своей профессиональной деятельности. Карьерные стратегии и траектории менеджеров.
- Национальная и регионально-отраслевая специфика лидерства и управленческой деятельностиЛидерство в бизнес-организациях, учреждениях здравоохранения и социальной сферы, научных и образовательных учреждениях, некоммерческих организациях. Отраслевая специфика лидерства. Ролевые стандарты руководителя в условиях индустриального и постиндустриального труда. Кросскультурные исследования лидерства. Модели поведения российских руководителей: между Западом и Востоком?
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)Онакопл = 0,5*Оауд + 0,5* Оэссе Орезульт = 0,5*Онакопл + 0,5* Оэкзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Российские менеджеры: социологический анализ становления профессии, Абрамов, Р. Н., 2005
Рекомендуемая дополнительная литература
- Менеджмент : учебник для вузов, Виханский, О. С., 2013
- Организационное поведение : учебник для вузов, Лютенс, Ф., 1999
- Основы организационного поведения, Роббинз, С.П., 2006
- Управление в эпоху кризиса : как сохранить ключевых людей и компанию, Адизес, И. К., 2015
- Управление жизненным циклом корпорации, Адизес, И. К., 2008