• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
Магистратура 2019/2020

Научно-исследовательский семинар "Человекоцентрированный подход: теория и практики"

Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Консультативная психология. Персонология
Язык: русский
Кредиты: 8

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к циклу психологических дисциплин, обеспечивающих подготовку по специальности 37.04.01 – психология, уровень магистра, является базовой дисциплиной подготовки по магистерской программе «Консультативная психология. Персонология» Центра фундаментальной и консультативной персонологии департамента психологии НИУ ВШЭ. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Общая психология», «Теории личности», «Основы психологического консультирования». Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Мастерство психологического консультирования», «Основные направления современной психотерапии», «Практика психотерапевтического взаимодействия», «Теория и практика группового психотерапевтического взаимодействия».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Человекоцентрированный подход: теория и практики» являются: - ознакомить студентов с методологией современных исследовательских разработок в гуманистической психологии; - развить у студентов способности ведения научных исследований в области теории и практики человекоцентрированного подхода; - предоставить студентам возможность устанавливать связи между методологией, теорией, концептуальными моделями и практическими технологиями на данном этапе развития человекоцентрированного подхода; - способствовать пониманию студентами роли человекоцентрированного подхода как области комплексного и интегрального изучения личности; - проводить групповые дискуссии с участием ведущих ученых, развивающих новые идеи и направления теоретической психологии личности; - проводить мастер-классы психологов-практиков, работающих в области клиентоцентрированного консультирования и клиентоцентрированной психотерапии; - обсуждать методологическую составляющую диссертационных работ аспирантов кафедры психологии личности; - осуществлять презентацию планов и проектов магистерских диссертаций студентов; - проводить экспертизу теоретических и эмпирических моделей магистерских диссертаций студентов в форме проведения предзащит курсовых работ и магистерских диссертаций студентов. - знакомить студентов с методами и результатами психологических исследований в рамках человекоцентрированного подхода; - развивать у студентов компетенции, связанные с планированием и осуществлением научно-исследовательской деятельности в области психологического консультирования и психотерапии; - развивать у студентов компетенции, связанные с участием в научных дискуссиях; - осуществлять научную и методическую помощь студентам в подготовке курсовых работ и магистерских диссертаций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает и определяет основные элементы структуры магистерской диссертации
  • Понимает и определяет область своих исследовательских интересов. Проблематизирует и формулирует тему своего исследования.
  • Понимает и определяет основные особенности и границы феноменологического метода. Различает варианты феноменологической работы. Знаем особенности феноменологического метода в рамках человекоцентрированного подхода. Знает основные принципы методологии исследований.
  • Знает специфику и конкретные примеры человекоцентрированных эмпирических исследований в различных прикладных областях (психотерапия, образование, политика)
  • Знает основные элементы и принципы профессиональной позиции психотерапевта и основные личные установки психотерапевта в коммуникации с клиентом. Демонстрирует эти знания в практике межличностной коммуникации
  • Знает основные контр-аргументы и дискуссионные моменты применительно к человекоцентрированному подходу. Способен к содержательной контр-аргументации в дискуссиях с оппонентами человекоцентрированного подхода
  • Готов к всесторонней презентации и критическому обсуждению проекта собственного диссертационного исследования.
  • Успешно защищает свою курсовую работу
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Основные принципы магистерского исследования
    Ознакомление студентов с основными принципами магистерского исследования: требования к диссертациям, структура диссертации, характеристики работы. Демонстрация примеров на основе магистерских диссертаций выпускников прошлых лет.
  • Тема 2. Тематика курсовых работ и магистерских диссертаций.
    Презентация студентами областей своих исследовательских интересов в области психологии. Проблематизация индивидуальных интересов студентов в форме свободных дискуссий, брейнсторминга, выявления личных мотиваций и смыслов. Обсуждение основных параметров методологии и организации планируемого исследования. Терминологическое оформление тем курсовых работ и магистерских диссертаций.
  • Тема 3. Особенности методологии человекоцентрированного подхода в психологии
    Значения термина «феноменология». Феноменология, феноменологический метод и феноменологический подход. Непосредственный эмоциональный опыт как предмет исследования. Безусловность, беспредпосылочность, беспредвзятость, принятие, эмоциональное понимание как необходимые исследовательские установки. Обнаружение новых элементов эмоционального опыта как цель и результат исследовательской и практической работы в рамках феноменологического метода. Границы феноменологического подхода: фактологический подход. Варианты феноменологического подхода: эмпирическая (наивная) феноменология, философская феноменология, операционализированная (аналитическая) феноменология, дескриптивная феноменология, герменевтическая феноменология. Обучение феноменологии как культивирование, практика и рефлексия феноменологической работы. Специфика феноменологического метода К.Роджерса: принцип принятия различных методологических установок в науке; принцип относительности любого знания; принцип адекватности методологии предмету исследования; принцип погружения в непосредственный эмоциональный опыт как способ исследования и познания; принцип вовлечения исследуемых в процесс исследования на всех его этапах (планирование, сбор данных, анализ результатов, интерпретация результатов, выводы). Феноменология с человеческим лицом. Примеры феноменологических и комбинированных исследований. Проблема публикации результатов исследования. Проблема финансирования феноменологических исследований. Проблема институциализации феноменологических исследований. Возникновение новой психологии как следствие методологической переориентации исследовательской практики.
  • Тема 4. Психологические исследования в рамках человекоцентрированного подхода
    Исследования необходимых и достаточных условий позитивных личностных изменений клиента в процессе психотерапии. Исследования фасилитации психотерапевтического процесса. Исследования фасилитации процесса фокусирования. Исследования фасилитации процесса учения. Исследования фасилитации процесса общения в группе. Исследования фасилитации переговорного процесса.
  • Тема 5. Консультационное и психотерапевтическое отношение.
    Профессиональная позиция этика психолога-консультанта и психолога-психотерапевта Специфика психотерапевтического отношения. Конструктивные личностные изменения. Психотерапевтические установки, обеспечивающие психотерапевтические эффекты. Конгруэнтностое самовыражение. Безусловное позитивное принятие. Эмпатическое понимание. Процесс психотерапии. Отношения Власти. Медицинская модель. Психологическая модель. Тенденция к самоактуализациии и форматирующая тенденция. Психотерапевтические виньетки. Элементы психотерапевтического опыта (работа в триадах) и их рефлексия.
  • Тема 6. Критика человекоцентрированного подхода
    Дискуссия о природе человека. Проблематика трансферентных отношений. Диагностический инструментарий в работе психотерапевта. Ограничения вербального психотерапевтического взаимодействия. Игнорирование элементов конфронтации в работе с клиентом. Элитарная установка. Индивидуалистическая концепция «я». Игнорирование гендерных и культурных переменных в работе психотерапевта.
  • Тема 7. Презентации проектов исследований студентов
    На занятиях семинара студенты работают над исследовательскими проектами, связанных с тематикой их магистерских диссертаций. Проводится обсуждение и анализ проектов на основных этапах работы над магистерской диссертацией.
  • Тема 8. Защита курсовых работ
    Защита курсовых работ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий посещение
  • неблокирующий выступление на семинарах
  • неблокирующий Презентация 1
  • неблокирующий Презентация 2
  • блокирующий Защита проектов
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * выступление на семинарах + 0.25 * Защита проектов + 0.25 * посещение + 0.25 * Презентация 1
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Психология личности в парадигме жизненных отношений : учеб. пособие для вузов, Старовойтенко Е. Б., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • А.Б. Орлов. (2004). ПЕРСПЕКТИВЫ ГУМАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ (РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ К. РОДЖЕРСА, Дж. ФРЕЙБЕРГА «СВОБОДА УЧИТЬСЯ»). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.25CA8B9B
  • Культурная психология личности : монография, Старовойтенко Е. Б., 2007