• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Элита и рынки власти

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Государственное и муниципальное управление
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе рассматриваются устройство ресурсного государства и административного рынка как института распределения и перераспределения ресурсов как в современной России, так и в СССР. Элиты в курсе рассматриваются как социальные институты распределения ресурсов. Курс призван дать упорядоченное представление о территориальной организации ресурсного государства (административно - территориальном делении) и территориальных элитах, отраслевом устройстве ресурсного хозяйства и отраслевых элитах, системе административных весов государственных функционеров и других аспектах административного рынка».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями курса являются изучение устройства административного рынка и методологического аппарата его анализа и репрезентации, чтобы применять на практике полученные знания: вычислять административные веса функционеров административного рынка, определять локальные особенности административно-территориальной структуры, выделять структуры групп влияния и их репрезентации в виде институтов гражданского общества служилых людей. По итогам курса слушатели должны обладать комплексом ключевых компетенций, позволяющих интерпретировать процессы распределения и перераспределения разного рода ресурсов (властных, сырьевых, информационных, финансовых) в терминах административного торга, а также самим принимать участие в процессах административного торга и распределения ресурсов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать устройство административного рынка и методологический аппарат его анализа и репрезентации, теоретико-объясняющие, теоретико-описывающие и эмпирические способы представления устройства административного рынка и ресурсного государства.
  • Владеть аппаратом конструирования веерных матриц и применять его для описания административно-территориального устройства, структуры ветвей власти и социальной структуры.
  • Научиться интерпретировать разного рода информацию в терминах устройства административно-рыночного государства и административного торга.
  • Уметь вычислять административные веса функционеров административного рынка, определять локальные особенности административно-территориальной структуры, выделять структуры групп влияния и их репрезентации в виде институтов гражданского общества служилых людей.
  • Уметь применять на практике полученные знания, использовать знание обустройстве административного рынка при осуществлении деятельности в рамках государственной службы, а также в условиях ее реформирования.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Ресурсное государство
    Циклы процветание - депрессия. Управление ресурсными потоками как альтернатива рынку. Ресурсы и капитал. Рынок как форма управления капиталом. Административный рынок как способ управления ресурсами. Распределение., накопление, нецелевое использование, расхищение ресурсов как институты ресурсного государства. Эволюция их организационных форм. Репрессии как институт контроля за распределением ресурсов.
  • Административный рынок как форма распределения и перераспределения ресурсов
    Советологическое представление об устройстве СССР и понятие административного рынка. Институциональные и социально-психологические ограничения на изучение административного рынка. Социальное пространство и общие принципы организации административного торга. Административный рынок, монетаристская революция и политическая реакция на нее. На советском административном рынке политическая и экономическая реальности составляли синкретичное целое, где все деятельности были иерархизированы. Стоимости, товары, ценности, цели и средства их достижения были слиты в единое административное целое, и обладание средствами для достижения каких-то целей делило людей на страты, т. е. социальные группы социалистического общества.Экономическое положение членов групп социалистического общества было однозначно связано с их политическим (в специфическом для социализма смысле) статусом. Система политических статусов (социальное происхождение, образование, социальное положение, место жительства, и т.п) задавала экономическое положение гражданина СССР. Несоответствие между политическим статусом и экономическим положением (в том числе и уровнем потребления) членов разных социальных групп были предметом особого внимания партийных, советских и репрессивных органов. Иерархизированность (т.е. политическая значимость) всех деятельностей сочеталась со всеобъемлющим торгом между обладателями административных прав на потребительские ценности.
  • Административно-рыночное пространство и иерархии власти в советское и постсоветское время
    Административно-территориальное устройство СССР. Логика распада СССР и административно-территориальная структура России. Общее представление о ветвях власти. Уровень "СССР в целом". Уровень "союзная республика". Уровень "область (край)". Уровень "город". Уровень "район". Уровень "поселение". Административные веса на высшем уровне руководства СССР. Необходимость многоуровневой структуры власти. Формы связи между уровнями системы управления. Субординация и координация в системе управления. Социальное пространство СССР и наследовавших ему государств организовано принципиально по иному, чем в других современных общностях. Пространство социальной жизни и административно - территориальное деление (районирование) в СССР идентичны. Административно - территориальное устройство государства (деление) составляет каркас всех других форм социальной жизни. Вне административно - рыночных государств единицы административно-территориального деления субординированы друг другу с той или иной степенью неоднозначности. Штаты, графства, земли, округа других государств, кроме СССР и наследовавших ему политических устройств, связаны между собой по-разному. В формы связей между единицами административно-территориального деления тем или иным образом включается политическая и экономическая история государства, определяя в какой-то степени и его будущее. Определенно можно сказать, однако, что число уровней в иерархиях административно - территориального устройства в политически стабильных и экономически процветающих государствах не больше трех, максимум четырех (государство - штат - графство; государство - земля - муниципальный округ; и т.п.). Увеличение количества уровней административно-территориального деления, как правило, приводит к конфликтам между уровнями. Число уровней в иерархии административно-территориального деления в СССР составляло 5 (в республиках с районным делением "СССР - республика -район - город - поселение"), и 6 (в республиках с областным делением: "СССР -республика - область (край) - город - район - поселение"). Распад СССР, также как регионализацию России, можно рассматривать как структурную деформацию иерархий административно - территориального устройства, сопровождающуюся уменьшением количества уровней. Феноменологическое многообразие форм распада (этнические, региональные, политические, территориальные и т.п. конфликты) скрывает единое структурное основание этих процессов - принципы организации социального пространства на административном рынке и конфликты между иерархизированными уровнями и единицами административно - территориального деления в ходе трансформации административного рынка.
  • Функциональная структура административного рынка
    Доперестроечная функциональная структура административного рынка. Фрагменты пространства административного рынка и его измерения. Определение понятия административного веса. Обыденное представление иерархии исполнительной власти. Группы (команды) в структуре исполнительной власти. Избыточность исполнительной власти. Административные веса в представительской иерархии власти. Административные места в судебной власти."Четвертая власть" - структура административных весов. Отношения между ветвями власти и сравнение административных весов (игра в "кто главнее"). Некоторые возможные действия на рынке административных весов.
  • Политическая самоорганизация административно-рыночного общества
    Политика и политическое мышление в социалистическом и постсоциалистическом обществах. Мифологемы и идеологемы. Социалистические мифологемы. Формальное представление структуры мифологем. Перестройка как попытка реализация мифологем. Формальное представление распада мифологем и формирования частичных идеологем. Трансформация административного рынка сопровождается ростом политической активности бывших советских граждан. Спектр самоназваний стремящихся к власти российских партий и организаций настолько широк, что создается впечатление существования десятков альтернативных политических программ.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
    Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу: 1.Идеологические основания ресурсного государства 2.Репрессии как инструмент регулирования распределения ресурсов 3.Понятие ресурса и его отличие от понятия капитала 4.Понятие административного веса и административной валюты 5.Депрессия как фаза жизни ресурсного государства 6.Стабильность как фаза жизни ресурсного государства 7.Понятие административно-территориальной единицы и система субординации этих единиц. 8.Субординации и координация в системе применения власти при распределении ресурсов 9.Товары и деньги в ресурсном государстве 10.Вертикальная социальная мобильность в ресурсном государстве Горизонтальная социальная мобильность в ресурсном государстве Вертикаль власти в системе управления ресурсами 11.Расхищение ресурсов как форма их перераспределения Капитализация ресурсов в системе административного торга Структура административных весов на федеральном уровне 12.Идеологемы и мифологемы в мировоззрении граждан ресурсного государства 13.Прогрессизм и фундаментализм как базовые компоненты мировоззрения агентов административного рынка 14.Социальная структура ресурсного государства 15.Территориальная структура ресурсного государства 16.Внутренние и внешние границы в ресурсном государстве и их роль в формировании финансового и материального балансов. 17.Структура и функции планирующих и контролирующих органов в ресурсном государстве 18.Структура и функции репрессивных органов в ресурсном государстве.
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов по полноте выполнения домашних заданий и работ, выдаваемых для каждого следующего семинара.
  • неблокирующий Самостоятельная работа и выполнение домашних заданий
    Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов по полноте выполнения домашних заданий и работ, выдаваемых для каждого следующего семинара.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Работа на семинарских занятиях + 0.15 * Самостоятельная работа и выполнение домашних заданий + 0.65 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Рынки власти : Административные рынки СССР и России, Кордонский С. Г., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Россия. Поместная федерация, Кордонский С. Г., 2010