• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Этнометодология и конверсационный анализ

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Комплексный социальный анализ)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Корбут Андрей Михайлович
Прогр. обучения: Комплексный социальный анализ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Этнометодология и конверсационный анализ» направлена на овладение основными понятиями, принципами и исследовательскими техниками этнометодологии и конверсационного анализа. В рамках дисциплины освещаются базовые идеи и положения соответствующих направлений. Основное внимание уделяется исследовательской программе этнометодологии: способами выбора и изучения предмета исследования, методикам сбора данных, способам анализа собранных данных, принципам описания данных и представления результатов исследования. В основе учебной дисциплины лежат эмпирические данные, собранные в ходе этнометодологических исследований: аудио- и видеозаписи повседневных ситуаций в обыденной жизни, в профессиональной деятельности, в образовании, в публичных местах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • владение основными понятиями этнометодологии и конверсационного анализа
  • способность планировать и осуществлять исследование в соответствии с принципами этнометодологии
  • умение собирать, обрабатывать и анализировать аудио- и видеоданные
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать историю развития, ключевые фигуры и ключевые работы по этнометодологии и конверсационному анализу
  • уметь анализировать концептуальные основания социологических исследований
  • знать ключевые понятия и термины этнометодологии и конверсационного анализа
  • знать основные принципы анализа практик категоризации членства участников социальных ситуаций
  • знать базовые правила и типы организации разговорных взаимодействий
  • владеть техниками анализа аудио- и видеоданных
  • уметь анализировать методы достижения ситуативного порядка в ситуациях профессиональной деятельности
  • знать ключевые этнометодологические исследования науки и принципы их проведения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История этнометодологии и конверсационного анализа
    Две формы этнометодологии: протоэтнометодология и современная этнометодология. Этнометодология в США и в Великобритании. Социологические программы А. Шюца, Т. Парсонса и Г. Гарфинкеля: общее и различия. Этнометодология и прагматизм. Значение феноменологии для развития этнометодологии. Амбивалентные взаимоотношения между этнометодологией и конверсационным анализом. Этнометодология и когнитивизм. Различия и сходства в исследовательских программах Г. Гарфинкеля, Х. Сакса и Э. Гоффмана. Этнометодология за границами академического мира
  • Основные понятия этнометодологии
    Объяснимость, индексичность и рефлексивность обыденных практик. «Членство» как социологическая категория. Формальные структуры практических действий. Понятие респецификации. Lebenswelt-пары и их обыденная анализируемость. Действия по инструкции. Цеховая проблема. Учебные проблемы. Проблема характеризации. Гештальт-текстуры. Этнометодологическое безразличие и уникальная адекватность методов как исследовательские политики. Этнометодологическая респецификация социологических понятий: действие, актор, роль, идентичность, коммуникация
  • Социальная организация разговора
    Разговор как повседневная практика. Витгенштейн и концепция значения как употребления. Конверсационный анализ, теория речевых актов, дискурс-анализ: сходства и различия подходов. Два типа организации в разговоре: чередная организация и последовательностная организация. Черед как единица разговора. Техники чередования говорящих: назначение говорящего, самовыбор, продолжение говорения. Релевантные точки перехода. Заминки, задержки, паузы. Организационные свойства разговора. Смежные пары. Практики исправления. Предпочтения в организации реплик. Организационное значение взглядов и телодвижений во время разговора. Моделирование получателя. Институциональные разговоры в судах, в поликлиниках, на уроках, во время телевизионных интервью
  • Проблема социального порядка
    Возможность социологического описания социального порядка. Два подхода к описанию социального порядка: скрытый социальный порядок и наблюдаемый социальный порядок. Порядок с астериском (порядок*). Социологический пленум. Действие по правилам и его описуемость. Упорядоченность повседневных действий как ситуативное достижение. Очередь как парадигмальный этнометодологический пример. Обычный человек как социолог: повседневные этнографии. Моральность социального порядка. Этнометодологические стратегии натуралистического изучения порядка: анализ речи-во-взаимодействии, видеоанализ, эксперимент
  • Этнометодологические исследования науки
    Научный факт как культурный объект. Работа математического доказательства: Lebenswelt-пара. Проблема характеризации. Археологическая практика: выстраивание действия посредством классификаций. Экстернализированная сетчатка и научные репрезентации. Эксперименты с маятником: наука как искусство практического действия. Гёте и его теория цвета: инструментальный мир
  • Исследования профессиональных практик
    Понятие работы в этнометодологии. Люси Сачмен и возникновение исследований рабочих мест. Профессиональное зрение как объект исследования. Социальная организация рабочих мест. Роль документов в профессиональных практиках. Использование технологий на рабочем месте. Этнометодологические исследования взаимодействия человека и компьютера. Рабочий поток. Планы и ситуативные действия. Этнометодология и этнографические исследования в бизнесе
  • Принципы аудио- и видеоанализа
    Использование аудио- и видеозаписей в социологии и обыденной жизни. Специфика этнометодологического подхода к аудио- и видеоданным. Транскрипция деталей разговорных и наблюдаемых действий. Организация видеозаписи: продолжительность съемки, технические возможности, объект съемки, способ съемки. Этические и юридические проблемы фиксации естественных практик. Коллекции эпизодов. Анализ данных: последовательности действий, высказывания, взаимодействие с материальной средой. Опосредованность записи и непосредственность опыта. Вторичное использование чужих записей
  • Механизмы категоризации членства
    Коллекции категорий и правила их применения. Правило адекватной референции и правило консистентности. Максимы слушателя и максимы зрителя. Категориально-связанные предикаты. Всерелевантные категории. Работа категоризации в текстах, высказываниях и восприятии. Дереификация категорий и ситуативный характер категоризационных практик. Связь между категоризационным анализом и секвенциональным анализом. Категории и стереотипы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    При написании эссе рекомендуется сначала согласовать тему исследования с преподавателем.
  • неблокирующий Домашнее задание
    При выполнении домашнего задания основное внимание следует уделять фиксации деталей происходящего в наблюдаемой повседневной ситуации. Необходимо описывать наблюдаемое так, как оно происходит, в его естественной длительности и последовательности. Ситуацию необходимо фиксировать во всех ее аспектах: действия и взаимодействия участников, материальная обстановка, произносимые слова, направление взгляда, использование материальных объектов и технических устройств. Задача — получить такие описание происходящего, которое будет не только адекватно тому, что произошло, но и будет создавать целостную картину повседневной ситуации.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Домашнее задание + 0.7 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bjelić, D. I. (2003). Galileo’s Pendulum : Science, Sexuality, and the Body-instrument Link. Albany: State University of New York Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=117222
  • Garfinkel, H., & Rawls, A. W. (2002). Ethnomethodology’s Program : Working Out Durkheim’s Aphorism. Lanham, Maryland: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=633351
  • Heath, C., & Luff, P. (2000). Technology in Action. Cambridge, U.K.: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=73025
  • Heath, C., Luff, P., & Hindmarsh, J. (2010). Video in Qualitative Research. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=683974
  • Liddicoat, A. (2007). An Introduction to Conversation Analysis. London: Continuum International Publishing Group. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=290908
  • Rawls, A. W. (2017). An Essay on the Intrinsic Relationship between Social Facts and Moral Questions. Canadian Review of Sociology, 54(4), 392–404. https://doi.org/10.1111/cars.12167
  • Stokoe, E. (2012). Moving forward with membership categorization analysis: Methods for systematic analysis. https://doi.org/10.1177/1461445612441534

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Heritage, J. (1984). Garfinkel and Ethnomethodology. Cambridge [Cambridgeshire]: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=607982
  • Klaus Weber, & Brayden King. (2013). Oxford Handbook of Sociology, Social Theory and Organization Studies. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A3D65461
  • Lerner, Gene H. (ed.). Conversation Analysis: Studies from the First Generation. Amsterdam: John Benjamins, 2004.
  • Liberman, K. (2013). More Studies in Ethnomethodology. Albany: State University of New York Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=520386
  • Livingston, E. (2017). Ethnographies of Reason. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1520073
  • Tolmie, P., & Rouncefield, M. (2011). Ethnomethodology at Work. Farnham, Surrey: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=398059