Магистратура
2019/2020
Социальная семиотика
Статус:
Курс по выбору (Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия)
Направление:
45.04.02. Лингвистика
Кто читает:
Школа культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
20
Программа дисциплины
Аннотация
Курс представляет собой введение в социальную семиотику как одну из продуктивных методологических стратегий в современных социальных науках. В курсе рассматриваются история, понятийный аппарат, сфера применения в современных социальных исследованиях.
Цель освоения дисциплины
- Ввести студентов в проблематику социальной семиотики, историю ее становления и развития, а также методологию социально-семиотического исследования. В результате прохождения курса студенты получат систематическое представление о социальной семиотике как составной части современных социальных наук.
Планируемые результаты обучения
- Знать основные исторические этапы формирования социальной семиотики, ее проблематику и связь с семиотическими и лингвистическими доктринами прошлого.
- Корректно использовать понятийный аппарат и методологию социальной семиотики.
- Уметь анализировать современные мультимодальные формы коммуникации.
Содержание учебной дисциплины
- Предмет и основные понятия семиотики. Концепции знака Соссюра и Пирса.Семиотика как комплексная наука о знаках. Типы знаков и основные теоретические подходы в рамках традиционной и современной семиотики. Две модели семиотики: Ф. де Соссюр и Ч.С. Пирс. Соссюр: реляционная модель; произвольность знака. Пирс: три формы реляции, или семиозиса (подобие, указание, конвенция), три типа знаков (икона, индекс, символ).
- Истоки социальной семиотики: семиозис и социальные практики.(Ре)материализация знака в марксистской семиотике. Семиология Р. Барта и проект семиотической критики культуры. Функциональная грамматика Майкла Халлидея. Идея мультимодальности коммуникативного опыта.
- Социальные предпосылки и материальные среды современной коммуникации.Высокая степень дифференцированности современного общества: многообразие культурных и социальных форм. Нестабильность и множественность коммуникативных каналов. Опосредованность коммуникации мультимодальными цифровыми устройствами. Постиндустриальная экономика как фактор изменения коммуникативных паттернов.
- Социально-семиотическая концепция мультимодальности современной коммуникации.От моно- к мультимодальной коммуникации. Аффордансы и материальные предпосылки семиозиса. Чувственное и аффективное измерение коммуникативного опыта.
- Дизайн: производство значений как повседневные практики.Приоритет риторического подхода к коммуникации: от использования к созданию знаков. Дизайн как перманентная практика (ре)формирования коммуникативных сред. Фрейминг коммуникации: дискурсивный, риторический, эстетический.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.3 * Активность на семинарах + 0.7 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Kress, G. R. (2009). Multimodality : A Social Semiotic Approach to Contemporary Communication. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=301173
- Соссюр Ф. ; пер. Сухотин А. М., под ред. Шор Р.О. - КУРС ОБЩЕЙ ЛИНГВИСТИКИ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 303с. - ISBN: 978-5-534-05835-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kurs-obschey-lingvistiki-410446
Рекомендуемая дополнительная литература
- Пирс, Ч. (2009). Что Такое Знак? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.61B0F484