• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Методы искусствознания

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 50.04.03. История искусств
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: История художественной культуры и рынок искусства
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

На лекциях и семинарах студенты изучают актуальные научные теории и методы анализа изобразительного искусства, приучаются понимать специфику современного терминологического и научного аппарата, углубляют опыт чтения письменных источников по искусству теоретического и документального характера как в историческом контексте времени их создания, так и в условиях их дальнейшего бытования и интерпретации, учатся оценивать и анализировать различные подходы к истории искусств, а также применяют изученные методы в своей собственной практике анализа памятников искусства.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями и задачами освоения дисциплины «Методы искусствознания» являются: 1) Ознакомить студентов с актуальными научными теориями и методами анализа изобразительного искусства; 2) Приучить понимать специфику современного терминологического и научного аппарата; 3) Выработать умение анализировать письменные источники по искусству теоретического и документального характера, как в историческом контексте времени их создания, так и в условиях их дальнейшего бытования и интерпретации; 4) Научить выделять основные проблемы и пути их решения, которые ставит тот или иной исследователь, критически оценивать и анализировать различные подходы к истории искусств; 5) Продемонстрировать, как следует применять изученные методы в своей собственной практике анализа памятников искусства на первоначальном уровне.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Различать методы теории искусства, истории искусства и методы художественной оценки.
  • Понимать границы применимости методов и уметь использовать их в собственной исследовательской работе.
  • Понимать проблемную ориентированность методов и уметь критически оценивать сферу их применимости.
  • Освоить метод художественной критики, представлять возможности методов знаточества.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение и общие положения.
    Историческое формирование методов искусствознания. Основные подходы, сложившиеся в современном искусствознании, их прагматика, ограничения и возможности. Различение методов теории искусства, истории искусства и методов художественной оценки.
  • Тема 2. Классические методы искусствознания.
    Общеисторические методы, специфические методы: формальный анализ, иконография и иконология.
  • Тема 3. Междисциплинарные методы в искусствознании.
    Эстетика; методы лингвистики; психология зрительного восприятия; географическая история искусства; социальная история искусства. «Новая история искусства» и постструктурализм. Возможности и ограничения методологии.
  • Тема 4. Литературно-художественные методы. Знаточество.
    Проблема различия подходов критика, историка искусства и знатока. Художественное знаточество и история искусства. Проблема собирательства и знаточества. Тесный контакт знаточества и художественно-критического эссеизма. Знаточество и история искусства: две позиции в восприятии искусства и индивидуального памятника.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Домашнее задание + 0.2 * Контрольная работа + 0.4 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gordon, E. M. (2018). Sites of New Media Art: Using the Internet to Explore Touch, Sociality, and Preservation. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edssch&AN=edssch.oai%3aescholarship.org%2fark%3a%2f13030%2fqt43b953tp
  • Onians, J. (2017). Art History and Memory, From the Couch to the Scanner: On How the New Art History Woke Up to a Neural Future. Art History, 40(4), 704–723. https://doi.org/10.1111/1467-8365.12340
  • Ильина Т. В. - ВВЕДЕНИЕ В ИСКУССТВОЗНАНИЕ 2-е изд. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 201с. - ISBN: 978-5-534-10029-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-iskusstvoznanie-429148