• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Современные теории медиа

Статус: Курс обязательный (Визуальная культура)
Направление: 51.04.01. Культурология
Кто читает: Школа культурологии
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Визуальная культура
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина представляет собой углубленный обзор существующих подходов к проблематике медиа с включением элементов теории коммуникации, философии техники и социальной теории, при этом акцент делается на новейших теоретических представлениях о культуре (в частности, возникновении и функционировании социально-экономических систем) с точки зрения меняющихся и взаимодействующих средств коммуникации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Современные теория медиа» заключается в том, чтобы получить систематические представления об основных разделах науки о медиа, начиная с истории понятия, практик его применения в науках о человеке и обществе и становления языка описания для новейших культурных явлений и процессов. В рамках курса обозначен широкий диапазон подходов к формированию теории медиа и попыток сформулировать исторические основания для ее анализа. В спектр внимания студентов попадают элементы теории коммуникации, философии техники, социальной теории.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть новыми знаниями, умениями, в том числе в области, отличной от профессиональной; уметь работать с информацией.
  • Уметь находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода).
  • Уметь логически верно, правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности в письменной и устной речи, аргументировать свою точку зрения.
  • Уметь анализировать, структурировать, обоснованно излагать (в т.ч. наглядно представляя) обработанную информацию.
  • Уметь научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • «Медиа как объект теоретических исследований»
    Медиа: генеалогия понятия. История теорий медиа: Платон, Гегель, Гердер, Лессинг, Ницше. Этимология и трансформация значений термина. Двойная коннотация понятия: посредник ощущения (mediator of aisthesis) и носитель информации (medium). Medium и medius («посредничающий», «находящийся между»). Медиум как условие возможности коммуникации. Понятие metaxu (Аристотель).
  • «Систематические теории медиа» (I)
    Неомарксистская критика медиа: Бела Балаш, Вальтер Беньямин, Бертольд Брехт, Ханс Магнус Эрценсбергер. Франкфуртская школа: Теодор Адорно, Макс Хоркхаймер, Гюнтер Андерс. Масс-медиа и их роль в культуре индустриального общества. Массовая культура: проблема стереотипа. Понятие «культурной индустрии».
  • «Систематические теории медиа» (II)
    Канадская школа: Гарольд Иннис, Эрик Хэйвлок, Уолтер Онг, Джек Гуди, Маршалл Маклюэн, Деррик де Керкхов. Исследования воздействия средств коммуникаций на типологию общественного устройства и развитие цивилизаций. Анализ социально-культурной и исторической роли средств коммуникации.
  • «Философия медиа»
    «Medial turn» как новый способ рассмотрения фундаментальных проблем культуры. Материальные факторы коммуникативной интеракции. Вилем Флюссер, Жан Бодрийяр, Поль Вирильо, Фридрих Киттлер, Никлас Луман. Понятие «медиации», культурной техники, диспозитива. Форма и медиум.
  • «Теория новых медиа»
    Концепция новизны («newness»): что делает новые медиа «новыми»? Понятие «ремедиации» («remediation»). Характеристики новых медиа: дигитальность, интерактивность, гипертекст, дисперсность, виртуальность, киберпространство. Концептуализация новых средств массовой информации. Теория социальных сетей. Понятие электронной коммуникации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устный экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Текущий контроль (письменное задание)
  • неблокирующий Активность на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Активность на семинарах + 0.4 * Текущий контроль (письменное задание) + 0.2 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мир современных медиа / Черных А. - М.:ИД Тер. будущего, 2007. - 312 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 5-91129-037-5

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Бакулев Г.П. - Массовая коммуникация: Западные теории и концепции: учебное пособие для студентов вузов - Издательство "Аспект Пресс" - 2016 - 192с. - ISBN: 978-5-7567-0795-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/97218