• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Теория и методология опросов общественного мнения

Статус: Курс по выбору (Комплексный социальный анализ)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Комплексный социальный анализ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Осмысление опросов общественного мнения как феномена и как исследовательской практики зачастую сталкивается с целым рядом парадоксов и сложностей. Одна из причин заключается в том, что узус этих дискурсивных традиций, а также связанных с ними «претензий» и «ожиданий», имеет принципиально разный источник: это и «академический» язык социальных наук, язык маркетинга и бизнеса, язык той или иной актуальной идеологии, язык чиновника и т.п. Идея курса состоит в том, чтобы не только рассмотреть эти разные традиции в осмыслении ОМ как феномена и предмета исследования, но добавить иную перспективу – с позиций развития методики и методологии эмпирических социальных исследований. Также будут затронуты вопросы организации опросной индустрии и проектной деятельности по изучению и мониторингу общественного мнения. В курсе предусмотрены четыре тематических блока: 1. Развитие индустрии опросов общественного мнения и профессиональная рефлексия 2. Теоретическое осмысление феномена «общественного мнения». 3. Методология и методическая база исследований общественного мнения. 4. Технологии «опросных фабрик».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса “Теория и методология опросов общественного мнения” – дать обзор теоретических подходов, осмысляющих феномен общественного мнения (далее – ОМ), показать базовые положения разных подходов и разобрать «точки несогласия» между ними, а также показать логику и историю развития методологии и методического арсенала исследований общественного мнения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоение студент: − распознает теоретическую логику исследования ОМ − формулирует базовые положения подходов − оценивает требования методологии к инструментарию исследований ОМ − умеет самостоятельно формировать вопросную логики для изучения ОМ − умеет оценивать возможные смещения в понимании формулировок вопросов
  • В результате освоения студент: − дает определение ключевым понятиям подходов и теорий изучения ОМ − использует теории и подходы к изучению ОМ при формировании интерпретаций данных исследований ОМ − представляет связи между базовыми положениями теорий и подходов и ограничениями для методологии исследований ОМ социологических программ − оценивает познавательные ограничения и возможности теорий и подходов в исследованиях ОМ
  • В результате освоения студент: − дает определение ключевым понятиям подходов и теорий изучения ОМ − использует теории и подходы к изучению ОМ при формировании интерпретаций данных исследований ОМ − оценивает познавательные ограничения и возможности теорий и подходов в исследованиях ОМ − оценивает познавательные ограничения и возможности теорий и подходов в исследованиях ОМ
  • В результате освоения студент: − оценивает полноту и связность «паспортных данных» конкретного исследования − владеет знанием об объекте, предмете и комплексе методических решений для исследований ОМ − интерпретирует данные исследований ОМ с точки зрения познавательных ограничений и возможностей использованного подхода - умеет находить и использовать данные исследований ОМ в доступных базах «опросных фабрик».
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Развитие индустрии опросов общественного мнения и профессиональная рефлексия.
    Ловушки «здравого смысла». Генезис идеи «ОМ». Изучение ОМ в перспективе других дисциплин и профессий: журналистика, маркетинг, политика, науки о языке, социология, кибернетика и IT, «точные науки». Проблематика институционального изоморфизма и развитие индустрии опросов ОМ. Проблема доверия к исследованиям ОМ. Проекция политической борьбы на сектор исследований ОМ и на социологические исследования в целом. «Общественного мнения не существует», П. Бурдье, Б. Грушин, Ю. Левада. «Манипуляция данными»: где и как это происходит? Рынок исследований ОМ. Структура и участники. Дискуссия о стандартах исследований ОМ. Конкуренция и сотрудничество, опросные фабрики и их претензии на роль «Фабрик мысли». История опросов ОМ в России. «Голова» и «ноги» - влияние опросов ОМ на социологические исследования. Профессиональная рефлексия и взаимодействие внутри отрасли, ассоциации, журналы. Пример: содружество «Открытое Мнение».
  • Теоретическое осмысление феномена "Общественное мнение".
    «Классики» исследований ОМ и массовых обследований, их теоретический и методический вклад. Ж.Ж. Руссо. А. де Токвиль. Дж. Гэллап, Э. Роупер, П. Лазарсфельд. Отечественные концепции ОМ. Б. Грушин, Ю. Левада, Т. Заславская. Общественное мнение в массовом обществе. Подходы Х. Арендт, Х. Ортега-и-Гассета, К. Маннгейма, Э. Фромма. Социальная масса, как носитель общественного мнения. «Массовость» как черта современного общества и её влияние на формирование общественного мнения. Массовое поведение, коллективные представления, диффузия мнений. Г. Тард. К. Юнг. Д. Рисмен, К.Т.Теплиц. Современное общество как массовое общество. Век толп. Д. Рисмен «Одинокая толпа». Критерии массового общества Э. Шилза, Д. Белла, П. Штомпки. «Высокая» и «низкая» культура в массовом обществе. Перекосы развития массового общества. Общественное мнение и СМИ, социальный контроль. Р. Мертон. Дж. Цаллер. Э. Ноэль-Нойман. Общественное мнение и идеология. Символическая гегемония и гражданское согласие (А. Грамши). Критическая теория и идеологический анализ массовой культуры (В.Беньямин). Франкфуртская школа: критика проекта Просвещения и потребительской идеологии зрелого капитализма (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе). Л. Альтюссер: тотальный характер идеологии. Идеологические государственные аппараты: фабрики идеологии. Дискурс-анализ, контент-анализ – типология и основные подходы. «Обыденные теории» и социология повседневности как теоретическая рамка для исследований ОМ. А. Шюц, П. Бергер, Т. Лукман. В. Зелизер. Социальный конструкционизм. Г. Блумер, М. Спектор, Дж. Китьсьюз, Д. Белл. ОМ как социальная коммуникация, теории социальных сетей. Н. Луман, Ю. Хабермас, М. Кастельс. Теории демократии и пост-демократии. Г. Гегель. У. Липпман. Дж. Кин, И. Валлерстайн. К. Крауч. Проблематика «большинства» и «меньшинства» и социология общественных движений. А. Этциони, Э. Гидденс, А.Л. Лоуэлл, Д. Сноу. Проекция теорий и подходов на тематическую палитру эмпирических исследований ОМ. Любая ли проблема может стать темой для исследований? Программа эмпирического исследования – смысл и основные компоненты.
  • Методология и методическая база исследований общественного мнения.
    История эмпирических исследований в социологии. История опросного метода: практики переписи населения, развитие опросных методов в психологии, становление опросной индустрии на Западе и в СССР. Теория выборки, репрезентативность, модели построения выборок и практика реализации. Вероятностные и невероятностные выборки. Количественная и качественная традиции изучения общественного мнения возникновение и развитие технологии проведения массовых опросов. Эпистемические возможности и ограничения наиболее распространенных методов. Специфика квартирных, телефонных, уличных и онлайн-опросов; комбинированные опросы. Панельные и лонгитюдные исследования. Классические и современные технологии качественного исследования ОМ: фокус-группы, глубинные интервью и их «онлайн» разновидности. «делиберативные опросы (идея «обогащенного общественного мнения»). «Как правильно задавать вопросы». Опрос как серия коммуникативно-эпистемических переходов. Вопрос в социальном контексте. Типы вопросов и особенности когнитивной работы респондентов с ними. Проблематика когнитивных исследований и методических экспериментов с формулировками вопросов. Дискурс-анализ как инструмент измерения общественного мнения Актуальные методические вызовы. Методы онлайн-исследований. Методические вопросы и решения в сфере проведения онлайн-опросов. Эксперименты с методологией проведения онлайн-исследований. Большие данные как альтернативный источник информации фактах человеческого поведения. Ограничения и перспективы использования больших данных. Краудсорсинг как форма организации человеческой деятельности. Направления применения и разновидности краудсорсинга. Краудсорсинг как инструмент изучения и/или формирования общественного мнения. «Социальная физика» —распространение идей в социальных сетях (А. Пентланд).
  • Технологии "опросных фабрик".
    Опросы ОМ как технология. Связь организационных решений, методических требований и содержательных задач в работе «опросных фабрик». Технологические цепочки: подготовка опроса в исследовательской компании. Плюсы и недостатки организационных, технологических и коммерческих решений. Телефонные опросы, «faсe-to-face», экзит-полл, онлайн-опросы. «Паспорт» стандартных исследований ведущих опросных фабрик. Как найти и как работать с данными опросов ОМ. Базы данных ведущих «опросных фабрик». Проблема экспертизы и методического аудита, открытость данных и методических основ опросов ОМ. Методические эксперименты в практике опросных фабрик. Трансформация идеологии исследований, методических и технологических решений, организационной структуры «опросных фабрик».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Текущий контроль: чтение и критический разбор текста
    Формы контроля: достаточным условием аттестации по курсу является посещение не менее 70% лекционных и семинарских занятий. Текущий контроль (ТК) предполагает чтение и критический разбор текста, также участие в обсуждении текстов для очередной темы семинарского занятия, оценивается полнота знакомства с текстом.
  • неблокирующий Итоговый контроль: Эссе
    Оценки эссе выставляются по 10-ти балльной шкале. Они входят в итоговую оценку по курсу с весом 0,5. Критерии оценивания: - Четкость формулировки темы и проблемы эссе - Связь с тематической структурой курса - стиль и внутренняя организация (оцениваются ясность, упорядоченность, согласованность и логичность изложения); - знакомство с источниками (оценивается знакомство с литературой по курсу или разделу курса, материалами лекций или практических занятий, умение творчески использовать различные источники и ссылаться на них); - содержание и качество аргументации (поскольку эссе – самостоятельная работа, Ваша позиция не обязательно совпадет с научными взглядами преподавателя, однако он вправе оценить глубину и качество Ваших аргументов, а также степень Вашей информированности относительно основных социологических концепций, терминов и фактов, имеющих отношение к изучаемой области). Оценка складывается как среднее арифметическое по критериям оценивания.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Итоговый контроль: Эссе + 0.5 * Текущий контроль: чтение и критический разбор текста
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • "Делать мнение: новая политическая игра", Шампань, П., 1997
  • Как люди отвечают на вопросы : применение когнитивного анализа в массовых обследованиях, Садмен, С., 2003
  • Как правильно задавать вопросы: введение в проектирование массовых обследований, Садмен, С., 2005
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие, Девятко, И. Ф., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История теоретической социологии. Т.1: ., Гофман, А. Б., 2002
  • История теоретической социологии. Т.2: ., Гофман, А. Б., 2002
  • История теоретической социологии. Т.3: ., Баньковская, С. П., 2002
  • Кристаллизация общественного мнения, Бернейс, Э., 2015
  • Лекции по методологии социологических исследований : учебник для вузов, Батыгин, Г. С., 1995
  • Метод фокус - групп : учебник, Белановский, С. А., 1996
  • Методы маркетинговых исследований, Галицкий, Е. Б., 2004
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2006
  • Общественное мнение и журналистика : учеб. пособие для вузов, Федотова, Л. Н., 2011
  • От мнений к пониманию : социол. очерки 1993-2000, Левада, Ю., 2000
  • Происхождение и природа общественного мнения, Цаллер, Дж., 2004
  • Социология, Гидденс, Э., 2005