Магистратура
2019/2020
Научно-исследовательский семинар "Феноменологические исследования в экзистенциальном анализе"
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Консультативная психология. Персонология)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Консультативная психология. Персонология
Язык:
русский
Кредиты:
8
Контактные часы:
144
Программа дисциплины
Аннотация
Учебная дисциплина магистерской программы «Консультативная психология. Персонология» относится дисциплинам, входящим в базовый курс программы подготовки психологов-консультантов и психотерапевтов Международного общества экзистенциального анализа и логотерапии (GLE-International, Австрия). Изучение данной дисциплины базируется на дисциплине «Основы экзистенциального анализа и логотерапии». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: 1) знать основы общей психологии и психологии личности; 2) знать теоретические основы современного экзистенциального анализа и концепции четырех фундаментальных экзистенциальных мотиваций; 3)знать методологические основы персонологии как интегрального учения о личности; 4) уметь анализировать научную литературу; 5) уметь создавать теоретические модели психологических феноменов; 6) иметь навыки обращения к себе, самовопрошания; 7) обладать навыками анализа индивидуальных случаев; 8) иметь навыки участия в психологических группах
Цель освоения дисциплины
- Обобщение теоретических знаний по феноменологии и обоснование их использования в исследованиях личности.
- Развитие способности студентов к феноменологическому пониманию личности и ее бытия.
- Расширение, конкретизация и концептуализация содержаний, полученных с помощью феноменологического метода в процессе самопознания и эмпирических исследований.
Планируемые результаты обучения
- Понимает и определяет основные элементы структуры магистерской диссертации
- Понимает и определяет область своих исследовательских интересов. Проблематизирует и формулирует тему своего исследования.
- Понимает принципы феноменологии как практики исследования опыта личности, знает шаги феноменологического понимания по М. Хайдеггеру. Может применять их в понимании произведений искусства
- Знает основные принципы использования качественной методологии в исследованиях личности.
- Знает обоснование и основные принципы использования феноменологии философии.
- Знает основные принципы использования феноменологии в исследованиях личности.
- Понимание оснований и следствий постмодернистского поворота в философском мышлении второй половины XX в. Понимание экзистенциальной феноменологии как экспликация метанарративного довербального опыта личности и феноменологического дискурса о проживаемом опыте личности как квинт-эссенция постмодернистского подхода в психотерапии.
- Знает основные принципы использования качественной методологии в исследованиях личности. Успешно защищает свою курсовую работу
Содержание учебной дисциплины
- Основные принципы магистерского исследования по психологииФилософско-методологические основания научных исследований. Основные принципы магистерского исследования: требования к диссертациям, структура и характеристики работы. Демонстрация примеров магистерских диссертаций выпускников прошлых лет.
- Выбор направления исследований и формулировка тем курсовых работ и магистерских диссертацийПрезентация студентами областей своих исследовательских интересов. Проблематизация индивидуальных интересов. Выявления личных мотиваций и смыслов. Обсуждение основных параметров методологии и организации планируемого исследования. Информационный поиск, анализ и обобщение библиографических источников, привлекаемых к исследованию. Терминологическое оформление тем курсовых работ и магистерских диссертаций.
- Развитие способности феноменологического понимания личностиОсновной принцип обучения феноменологии как методологии практики понимания: от исследования личного опыта к теоретическим обобщениям. Шаги феноменологического понимания по М. Хайдеггеру. Упражнения в феноменологическом понимании произведений искусства. Феноменология и художественное творчество. Упражнения в феноменологическом понимании другого человека. Феноменологическое понимание собственного поведения и переживаний: основные принципы и упражнения в их практическом применении.
- Общие принципы качественных исследований в персонологииНауки о природе и науки о духе. Сравнение естественнонаучной и феноменологической методологии исследования личности. Задачи, релевантные феноменологическому исследованию личности. Методические шаги феноменологического исследования. Типичные ошибки. Примеры феноменологических исследований генеза и динамики переживаний личности. Феноменологические исследования как основа для разработки моделей жизненных отношений личности.
- Развитие проблематики феноменологии в философииФеноменология сознания Э. Гуссерля. Проблемы историчности, социальности, интерсубъективности. Описательная феноменология К. Ясперса: феноменология и психопатология. Феноменология бытия М. Хайдеггера: фундаментальная онтология, экзистенциалы бытия-в-мире. Феноменология ценностей и философская антропология М. Шелера. Феноменология эмоций Ж.-П. Сартра. Феноменология восприятия и феноменология телесности М. Мерло-Понти. Феноменология интерсубъективности Э. Левинаса. Герменевтическая феноменология Г.Г. Шпета и П. Рикера.
- Феноменологическая герменевтика в персонологииГерменевтика как искусство интерпретации текстов. История развития герменевтических идей. Основные принципы интерпретации текстов. Горизонт предпонимания. Логико-семантические условия понимания текстов. Феноменологическая герменевтика как диалог с текстом. Понимание и объяснение как взаимосвязанные процедуры герменевтики. Культурный контекст и текст личности. Экзистенциально-рефлексивный анализ текстов самопознания личности.
- Феноменология и постмодернистское мышлениеМодернизм как общеметодологический источник феноменологии Э. Гуссерля. Основные идеи модернизма. Постмодернистский поворот в философском мышлении второй половины XX в. Лингвистический структурализм. Ценностный релятивизм. Экзистенциальная феноменология как экспликация метанарративного довербального опыта личности. Феноменологический дискурс о проживаемом опыте личности как квинтэссенция постмодернистского подхода в психотерапии. Проблема сущности и существования в персонологии. Экзистенциальноаналитическая концепция В. Франкла – А. Лэнгле как соединение преимуществ модернистского и постмодернистского мышления. .
- Защита курсовых работЗащита курсовых работ по тематике магистерских диссертаций. Обоснование содержания и выводов работы с точки зрения феноменологии.
Элементы контроля
- Посещение семинаров
- Выступления на семинарах
- Защита курсовой работыПри сдаче экзамена на оценку «неудовлетворительно» (1,2,3) эта оценка проставляется в ведомость как результирующая по дисциплине.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.25 * Выступления на семинарах + 0.5 * Защита курсовой работы + 0.25 * Посещение семинаров
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Лэнгле А. А., Уколова Е. М., Шумский В. Б. - СОВРЕМЕННЫЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА, ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 403с. - ISBN: 978-5-534-05227-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennyy-ekzistencialnyy-analiz-istoriya-teoriya-praktika-issledovaniya-434066
- Проблемы метода, Сартр, Ж.-П., 2008
- Экзистенциальная психология и психотерапия : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры, Шумский, В. Б., 2016
Рекомендуемая дополнительная литература
- Персонология : жизнь личности в культуре, Старовойтенко, Е. Б., 2015