• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Христианский Восток и формирование исламского мира

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Медиевистика)
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Медиевистика
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 34

Программа дисциплины

Аннотация

Программа посвящена формированию христианского Востока в Поздней Античности, религиозным, языковым и культурным отношениям между народами и империями. Предмет программы - сложение особой позднеантичной общности, которая реализовалась окончательно именно после арабского завоевания VII в. Народы Ближнего Востока, северо-восточной Африки и отчавсти Центральной Азии оказались на перекрестке различных влияний, связанных с концом Римской цивилизации на востоке, влиянием христианства и иранством. Новая эпоха, наступившая в V-VI вв., стала осознаваться как "новое качество" лишь после завоеваний. Исследование сироязычного мира, копто-эфиопского мира, грузино-армянского и других миров христианского востока позволяет понять, почему средневековый восток пошел пименно по этой траектории развития. Изучение христианского Востока позволяет понять многие черты раннеисламсклой цивилизации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у студентов представление о б основных закономерностях перехода Востока в средневековое состояние в позднеантичном периоде
  • выработать у студентов понимание характерных особенностей функционирования механизмов социального и культурного диифференцирования в поздней античности
  • сформировать у студентов набор определенных знаний о том, как происходил переход Ближнего и Среднего Востока из Римо-иранского в подысламское состояние и каковы были типы культурного и социального сопротивления инновациям;
  • сформировать у студентов базовые умения анализировать позднеантичные и средневековые исторические источники, свидетельствующие о позднеантичных исторических процессах, работать с академической литературой по данной тематике, использовать навыки междисциплинарного анализа;
  • выработать у студентов гуманистические ценности на основе культурно-антропологического изучения Поздней Античности и социо-культурных инноваций этого периода.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает происхождение идентичностей позднеантичного Ближнего Востока, различает диверсификацию внутри одной формы и отношения разных идентичностных форм.
  • Разбирается в формах и основах римского порядка на Востоке, анализирует причины его кризиса.
  • Понимает тему динамических соотношений и христианских, иудейских и зороастрийских влияний на Ближнем Востоке.
  • Анализирует догматические разногласия в контексте исламской инновации. При осуществлении экспертных и аналитических работ в области цивилизации Ближнего Востока использует знания по истории формирования межконфессиональных отношений в регионе.
  • Позднеантичнеая политическая теория в границах Рима и за его границами. Reichseschatologie как мировоззрение. Слияние политического и религиозного как позднеантичный феномен.
  • Понимает культурную специфику исламских политических концепций (дар ал-ислам, джихад, правоверие итд). Эволюция отношений к ахл аз-зимма как показатель перехода исламского мира к средневековому состоянию
  • Понимает те смысл и динамику социальных и политическиъх процессов среди арабских племен на этапе поздней античности. Анализирует раннее христианское самосознание арабов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Кризис римского порядка на Ближнем Востоке и генезис позднеантичного мира
  • Тема 3. Религиозные диспуты позднеантичного мира и генезис ислама как религиозной системы
  • Тема 2. Культурная диверсификация и раннехристианская традиция в процессе возникновения Христианского Востока
  • Тема 4. Эволюция отношений авраамических и иранских религий в позднеантичном контексте
  • Тема 5. Арабское пробуждение и иранский мир: позднеантичная специфика
  • Тема 6. Ислам как религиозно- политическая система позднеантичного типа
  • Тема 7. Исламский мир как реализация позднеантичных христианских тенденций
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий эссе
    Эссе представляет собой самостоятельное научное исследование объемом примерно в 5-7 тыс. слов, выполненное на основе максимально полного анализа предложенного материала. В зависимости от уровня индивидуальной подготовки и/или желания студента эссе может представлять собой либо историографический (критический) разбор одной из высказывавшихся в профессиональной медиевистической литературе концепций Поздней Античности, либо же исторический анализ определенной исторической ситуации, представленной в средневековом историческом сочинении, переведенном на один из новых языков, либо же аналогичный анализ сочинения на языке оригинала. Эссе должно быть представлено в письменном виде с соблюдением правил оформления научных публикаций. В эссе студент должен продемонстрировать, насколько он усвоил как исследовательскую проблематику, так и исследовательскую методологию, обсуждавшиеся в курсе. Эссе может быть также написано в форме экспертного заключения или аналитической записки. В таком случае студент демонстрирует способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ. Эссе сдается в течение второй половины курса в соответствии с графиком.
  • неблокирующий контрольная работа
    Контрольная работа проводится в письменном виде. Она состоит из ответов на предложенные преподавателем вопросы. В зависимости от поставленных задач, ответы могут представлять собой и решение заданий тестового типа, и подробные обоснования мнения студента по той или иной проблеме. Количество и содержание контрольных работ определяется преподавателем.
  • блокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Итоговая оценка складывается следующим образом: Оитоговая= 0,3 *Оаудиторные занятия + 0,3 *Описьм. работы + 0,4*Оэкзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История Средних веков. Т.1: ., , 2010
  • История средних веков. Т.1: ., Хачатурян, Н. А., 2003
  • История Средних веков. Т.2: Раннее Новое время, , 2010
  • Тысячелетнее царство (300 - 1300). Очерк христианской культуры Запада, Воскобойников, О. С., 2014

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Clarke, N. (2012). The Muslim Conquest of Iberia : Medieval Arabic Narratives. Hoboken: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=473960
  • Rippin, A., & Bernheimer, T. (2019). Muslims : Their Religious Beliefs and Practices (Vol. Fifth edition). London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1892367