• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Психология личности и индивидуальных различий

Статус: Курс обязательный (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 50

Программа дисциплины

Аннотация

Для направления 37.03.01 «Психология» подготовки бакалавра настоящая дисциплина является базовой. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: • Научно-исследовательский семинар (1 г/о), «Психология развития», «Анатомия и физиология центральной нервной системы», «Когнитивная психология». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • Иметь представление о психологии личности как науке, о специфике естественнонаучного и гуманитарного способов познания. • Иметь представление об индивидуальности человека. • Владеть навыками обобщения информации на разных уровнях. • Иметь навыки поиска и анализа научной литературы, реферирования нужных источников, их сопоставления и критического анализа. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: Основы индивидуального психологического консультирования, Теории личности, Клиническая психология.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Психология личности и индивидуальных различий» являются: • формирование представлений об основных факторах развития индивидуальности, о соотношении дифференциально-психологического подхода к психике человека с общепсихологическим, разделении номотетического и идиографического познания; • усвоение знаний о структуре индивидуальности и тех взаимосвязях, которые существуют между ее различными уровнями; об основных приемах методологического анализа индивидуальных свойств и содержания новых понятий психологии индивидуальных различий; • формирование навыков решения диагностических и психокоррекционных задач практической психологии, а также реализации индивидуального подхода в коммуникациях различного содержания.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает отличия номотетического и идиографического подходов в психологии. Знает принципы психологического познания. Знает этапы развития психологии индивидуальных различий
  • Имеет представление о специфике психологических фактов. Имеет представление о валидности, репрезентативности, надежности. Знаком с классификациями психологических методов
  • Знаком с биологическими предпосылками развития индивидуальности. Знает средовые теории развития индивидуальности
  • Представляет структуру индивидуальности. Знаком с теориями, описывающими отношения между биологическими основами и содержательными качествами индивидуальности.
  • Знаком с конституциональными теориями темперамента. Знаком с психологическими теориями темперамента. Знаком с биохимическими теориями темперамента. Представляет различия между функционированием правого и левого полушарий головного мозга.
  • Знает типологии характера (А.Ф. Лазурского, Г. Хейманса – Р. ЛеСенна). Знает акцентуации характера. Знает некоторые направления патологического развития характера (неврозы и психозы).
  • Знает факторные теории интеллектуальных способностей. Знает теории множественных интеллектов (Г. Гарднер, Р. Стернберг, Д. Холл). Знает теорию мудрости (П. Бальтес).
  • Различает теоретические и эмпирические типологии личности. Знает аналитическую типологию личности (К.Г. Юнг). Знает современные прикладные и клинические типологии личности.
  • Знает классические факторные теории (Г. Айзенк, Р. Кеттелл). Осведомлен о содержании Пятифакторной модели и ее вариаций (Альтернативной Большой пятерки, HEXACO). Знает исследования отдельных черт личности (Темной триады, Двухфакторной и Однофакторной моделей).
  • Знает теории психологического пола (С. Бем). Осведомлен о содержании Нейроандрогенетической теории пола Л. Эллиса. Знает эволюционные теории пола (В.А. Геодакян, Д. Шмитт и Д. Басс).
  • Знает концепции морального развития личности (Л. Кольберг, К. Гиллиган). Знаком с теорией ценностей Ш. Шварца. Осведомлен об исследованиях добродетелей и достоинств.
  • Понимает, что такое стилевые характеристики индивидуальности. Осведомлен о том, что собой представляет Я-концепция личности. Знаком с понятием нарративной идентичности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Предмет психологии индивидуальных различий
    Психология личности и индивидуальных различий как наука. Области пересечения с другими науками, роль в практической психологии. Этапы развития психологии индивидуальных различий. Принципы изучения личности: развития, системности, детерминизма, дополнительности. Унификаторы и диверсификаторы, номотетическое и идиографическое знание. Практическая и академическая психология личности. Донаучный этап, естественнонаучный и гуманитарный периоды. Взаимодействие научных парадигм. Донаучное знание (краниоскопия, характерология, графология, физиогномика). Предпосылки превращения психологии индивидуальных различий в отдельную науку. Понятие психологической нормы. Направления дифференциально-психологических исследований
  • Тема 2. Методы изучения личности и индивидуальности
    Особенности психологических фактов. Герменевтика, измерение, воздействие в психологии личности. Классификация методов психологии личности и дифференциальной психологии. Группа общенаучных методов: наблюдение, эксперимент, моделирование. Достоинства и недостатки методов. Психогенетические методы: генеалогический (геносоциограмма), метод приемных детей, близнецовый. Исторические методы (методы анализа документов): биографический, дневниковый, автобиография. Собственно психологические методы: интроспективные, психофизиологические, социально-психологические, возрастнопсихологические, анализ продуктов деятельности, тестирование, психосемантические, психотерапевтические. L, T, Q-данные. Приемы и способы научной классификации.
  • Тема 3. Факторы развития индивидуальности. Влияние среды на индивидуальность человека
    Взаимодействие среды и наследственности. Биогенетические, социогенетические, двухфакторные теории; учение Л.С.Выготского. Современное понимание наследственности и среды. Социальная наследуемость; содержание и критика понятия. Теория вероятностного эпигенеза Г.Гилберта. Экосоциальная теория У.Бронфенбреннера. Понятие среды в различных дисциплинах, свойства среды (М.Черноушек). Понятие допущений (affordances) Дж. Гибсона. Особенности современной цивилизации и их влияние на развитие личности (К.Лоренц). Дружественность среды.
  • Тема 4. Структура индивидуальности
    Индивид, индивидуальность, личность, субъект, человек. Структура индивидуальности в различных подходах. Нейрогенетический, формально-динамический, предметно-содержательный, духовно-мировоззренческий, нарративный уровни индивидуальности. Дифференциальная психофизиология как научная база психологии индивидуальных различий. Понятие примативности. Свойства нервной системы. Специальная теория интегральной индивидуальности (В.М.Русалов).
  • Тема 5. Индивидные свойства: асимметрия полушарий, психология темперамента
    Темперамент как свойство индивидуальности. Гуморальные, конституциональные и психологические теории. Конституциональная гипотеза. Типологии В. Вундта, И. Канта, Э. Кречмера, У. Шелдона, Я. Стреляу, Р. Клонингера, Х. Фишер, В.М. Русалова. Адаптивный смысл и предназначение асимметрии полушарий и темперамента как индивидуальных свойств. Асимметрия полушарий и ее проявления. Понятия церебрального доминирования и доминирования руки. Формирование асимметрии в онтогенезе. Факторы асимметрии, «правополушарные» и «левополушарные» функции.
  • Тема 6.Психология характера
    Характер в структуре индивидуальности. Соотношение характера и темперамента. Психология характера в работах А.Ф. Лазурского. Понятия экзо- и эндопсихики. Типология характера Г. Хейманса-Р. ЛеСенна. Характер как ответ личности на фрустрации. Теория Р. Клонингера. Понятие акцентуации характера, их развитие (К. Леонгард, А.Е. Личко). Неврозы и психопатии – триада П.Б. Ганнушкина - О.В. Кербикова. Формирование акцентуаций. Родительский стиль воспитания и акцентуации характера (Э.Г.Эйдемиллер-В.В.Юстицкис).
  • Тема 7. Психология способностей
    Способности в структуре индивидуальности. Теории способностей. Структура (задатки и операции) и характеристики (качество, уровень) способностей. Сензитивные периоды. Исследования интеллектуальных способностей. (Ч.Спирмен, Дж.Гилфорд, Т.Келли). Теории множественности интеллектов (Р.Стернберг, Д.Хорн). Эмоциональный и социальный интеллект. Теория мудрости П. Бальтеса. Понятия одаренности, таланта, гениальности. Средовые факторы и генетические предпосылки гениальности (В.П.Эфроимсона).
  • Тема 8. Типологический подход к индивидуальности
    Классификация (типология, таксономия) как научный метод. Теоретические и эмпирические типологии. Правила составления теоретических типологий. Психологические типы, выделенные К.-Г.Юнгом. Ведущие и подчиненные функции сознания, экстраверсия и интроверсия. Современные типологии. Клинико-экзистенциальная типология характера П.В. Волкова. Понятие психологической защиты. Психоаналитическая типология Нэнси Мак-Вильямс. Циркадианная типология личности. Достоинства и ограничения психологических типологий.
  • Тема 9. Черты личности: свойства, теории, приложения
    Черты как психологическая категория (надситуативные инварианты и чувствительность к ситуациям). Способы выделения черт. Теории черт, разработанные Г. Айзенком, Р.Б. Кеттеллом. Модель Большой Пятерки (П. Коста, Р. МакКре); альтернативная Большая Пятерка (М.Цукерман). The Big Two; General Personality factor. Достоинства и недостатки подхода с позиции черт. Уравнение спецификации Р.Б.Кеттелла. Взаимодействие черт личности и ситуаций (У.Мишел).
  • Тема 10. Психология пола
    Пол в структуре индивидуальности. Биологический и психологический пол, гендерная роль (С.Бем). Теории развития половой идентичности (психоанализ, бихевиоризм, теории социального научения). Эволюционная теория пола В.А. Геодакяна, эволюционная мета-теория пола Д. Басса и Д. Шмитта. Понятия полового диморфизма, дипсихизма, дихрономорфизма. Нейроандрогенетическая теория Л. Эллиса. Программы поведения, находящиеся под андрогенетическим контролем. Этология пола. Парадокс гендерного равенства. Половые различия в психологических качествах.
  • Тема 11. Духовно-мировоззренческие аспекты индивидуальности
    Ориентации и ценности. Учение Э. Шпрангера. Теории ценностей (М. Рокич, Ш.Шварц); межкультурные исследования ценностей. Вариации морального сознания (Л. Кольберг, К. Гиллиган). Теория моральных устоев (Дж. Хайдт). Модель моральных мотивов (Р.Янофф-Бульман). Особенности российской ментальности и мораль (Ю.А. Шрейдер, В.А. Лефевр). Достоинства и добродетели (strengths и virtues). Эмоциональные моральные черты - справедливость, благодарность, прощение (К. Дальберт, М. Шмитт, Р. Саттон).
  • Тема 12. Интегральные характеристики индивидуальности
    Стилевые характеристики индивидуальности. Когнитивный стиль. Жизненный стиль и компенсация (А. Адлер). Стиль человека в отечественной психологии (А.В. Либин). Иерархическая структура стилевых характеристик. Я-концепция как основа жизненного стиля (локус контроля, Я-образ, уровень притязаний). Нарративная идентичность, темы и эпизоды, типы историй. Скрипты, сцены, имаго. Становление и развитие жизненной истории в онтогенезе; личностная идентичность и нарративная идентичность.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа 1
    В случае неудовлетворительной оценки повторное выполнение задания оценивается на два балла ниже.
  • неблокирующий Контрольная работа 2
    В случае неудовлетворительной оценки повторное выполнение задания оценивается на два балла ниже.
  • неблокирующий Контрольная работа 3
    В случае неудовлетворительной оценки повторное выполнение задания оценивается на два балла ниже.
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Аудиторные работы (семинары)
    ВНИМАНИЕ: при оценке дисциплины округляются все промежуточные оценки. В случае хорошего посещения потоком лекций и семинаров преподаватель вправе освободить от прохождения экзамена студентов, с выставлением им оценки по промежуточной аттестации, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена, в случае если промежуточная оценка студента равна или превышает 9 баллов, в таком случае ему может быть выставлена в ведомость оценка «отлично» без прохождения итогового теста. Отличная оценка выставляется исходя из следующего принципа: накопленная оценка без округления от 9 до 9,49 – в ведомость выставляется оценка 9, накопленная оценка от 9,5 до 10 – в ведомость выставляется оценка 10. Оповещение о намерении проставить автоматов будет сделано лектором на последней лекции.
  • неблокирующий Факультативные задания
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Оокончат=0,7*(0,5*(0,3*Окр1+0,3*Окр2+0,4*Окр3)+0,5*(0,5*Опосещ+0,4*Овыступл+0,1*дополн))+0,3*Оэкз Студент имеет возможность пересдать все составляющие текущего контроля (контрольные работы, работу на занятиях, самостоятельную работу) в случае получения неудовлетворительной оценки, а также при наличии уважительной причины, подтвержденной официально, если был пропущен срок сдачи работы, по правилам выставления оценки, прописанным применительно к каждому заданию. В случае пропуска семинарского занятия по уважительной причине студент может подготовить 3-страничный конспект пропущенного занятия, который будет зачтен ему как присутствие на экзамене. Конспект в отсутствие уважительной причины засчитываться не будет. Блокирующие элементы контроля не предусмотрены.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Дифференциальная психология : учеб. пособие для вузов, Нартова-Бочавер, С. К., 2002
  • О проблемах современного человекознания, Ананьев, Б. Г., 2001
  • Психогенетика. Т.1: ., Малых, С. Б., 2008
  • Психогенетика. Т.2: ., Малых, С. Б., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в психологию труда : учебник для вузов, Климов, Е. А., 2004
  • Психологическое тестирование, Анастази, А., 2002
  • Человек в ситуации неопределенности, Зинченко, В. П., 2007