• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Великие русские книги

Направление: 38.03.01. Экономика
Кто читает: Отдел сопровождения учебного процесса в Совместном бакалавриате ВШЭ-РЭШ
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

История русской литературы XIX-ХХ веков кажется областью беспроблемной и отлично изученной. Школьная программа и многочисленные учебники предлагают неизменный набор главных произведений, описывают канву преемственности и уверенно указывают на сквозные мотивы. Однако все канонические списки однажды кто-то создавал – влиятельные критики, историки литературы, чиновники от образования. Бесспорные, как кажется сегодня, шедевры не всегда вызывали восторженную реакцию современников. А создатели великих текстов жили вовсе не строго друг за другом, как можно подумать, а творили практически одновременно, реагировали на происходящее вокруг и находились в сложном диалоге друг с другом. Для разбора на курсе «Великие русские книги» будут предложены, на первый взгляд, не самые очевидные вещи. У автора каждой из них в большинстве случаев есть гораздо более известные тексты – те самые, которые изучаются в школе и составляют канон русской литературы. Тем не менее, все предложенные произведения в свое время стали не только литературной удачей для своих создателей, но и заметным событием для современников. В этих текстах они читали об острейших проблемах своего времени, вместе с героями переживали типичные для эпохи коллизии и искали ответы на волнующие их вопросы – о месте романтика в прагматичном мире, об эффективности теории малых дел, о возможности повернуть ход истории, о праве жить частной жизнью и не интересоваться политикой, о публичной лжи и о том, как риторика государства определяет сознание и бытие его граждан. Задача курса – показать, как воспринимали те или иные произведения современники, а также воссоздать сопутствовавший им широкий культурный, общественный и исторический контекст.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Великие русские книги» является показать, как воспринимали те или иные произведения современники, а также воссоздать сопутствовавший им широкий культурный, общественный и исторический контекст.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные черты поэтики и содержание ключевых текстов русской литературы
  • Может выражать и выстраивать аргументированную позицию по тому или иному тексту, критически относиться к фактам и любым мнениям, уметь аргументировано опровергать неубедительные интерпретации
  • Владеет первичными навыками анализа художественного произведения и критического чтения
  • Владеет основами современной информационной библиографической культуры
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • «Записки охотника» И.С. Тургенева.
    Особенности поэтики. Тургенев — живописец русского мира. Реализм и художественность произведения.
  • «Кто виноват» А.И. Герцена. По мнению Белинского «не роман как таковой, а ряд биографий».
    Традиционный вопрос русской литературы. «Личность» и «среда».
  • «Обыкновенная история» И.А. Гончарова.
    Поэтика заглавия романа и символика номинаций. Сны как образы бытия и инобытия. Сюжетообразующие функции снов. Обретение самодостаточности.
  • «Записки из подполья» Ф.М. Достоевского. Образ героя-рассказчика.
    «Проблема индивидуального существования и «проблема свободы воли». Поэтика: сюжет, композиция, система мотивов, полемический стиль речи героя и воплощенность точки зрения автора.
  • «Дуэль» А.П. Чехова.
    Основные проблемы. Дуэль” - как ключ к пониманию творчества Чехова. «Настоящая правда» героев. Споры и разговоры – какдвижущие элементы сюжета.
  • «Мы» Е.И. Замятина.
    Протест против тупика. Роман-утопия, его роль в мировой и русской литературе. Образ автора в романе. Мир Единого Государства. Жанр и сюжет романа. Образ Д-503. Любовь в романе "Мы". Зрительные или слуховые ассоциации, связанные с именем (номером) персонажа.
  • «Звездный билет» В.П. Аксенова.
    Вопросы современности и «вечные» проблемы. Осорбеннсоти послевоенной советской литературы. Влияние западных авторов (Хемингуэй, Сэлинджер).
  • «Улетающий Монахов» А.Г. Битова.
    Образ времени в романе. Основные проблемы и особенности поэтики. Место романа в литературе 90-ых.
  • «Москва-Петушки» В. Ерофеева.
    Комическое и трагическое в романе. Природа смеха В. Ерофеева. Художественные особенности произведения – эпитеты, справнения, оксюмороны и т.п.
  • «Омон Ра» В.О. Пелевина.
    Сюжет, смысл и символика. Роль музыки в романе. Особенности композиции и образ гнлавного героя.
  • «Метель» В.Г. Сорокина.
    Связь с традициями классической русской литературы. Особенности композиции. Основная проблематика. Тема модернизации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменные работы на занятиях
    короткие письменные работы на занятиях, предполагающие ответ на поставленный вопрос. В течение курса будет проведено пять таких работ, которые в сумме составят 50% оценки.
  • неблокирующий Итоговое эссе
    Итоговое эссе, в котором студенты должны будут выбрать не входящий в программу курса художественный текст и продемонстрировать навыки его разбора с точки зрения литературного, критического, культурного, социального и политэкономического контекста. Эссе также составит 50% оценки.
  • неблокирующий Письменные работы на занятиях
    короткие письменные работы на занятиях, предполагающие ответ на поставленный вопрос. В течение курса будет проведено пять таких работ, которые в сумме составят 50% оценки.
  • неблокирующий Итоговое эссе
    Итоговое эссе, в котором студенты должны будут выбрать не входящий в программу курса художественный текст и продемонстрировать навыки его разбора с точки зрения литературного, критического, культурного, социального и политэкономического контекста. Эссе также составит 50% оценки.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Итоговое эссе + 0.5 * Письменные работы на занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Акимова Н.Н., под ред., и др. - Русская литература и культура XIX века. (Бакалавриат) - КноРус - 2020 - 398с. - ISBN: 978-5-406-07754-2 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933613
  • Анализ художественного текста. Русская литература XX века: 20-е годы: Учебное пособие / Рогова К.А. - СПб:СПбГУ, 2018. - 286 с.: ISBN 978-5-288-05820-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1001187
  • Косович, Л. Ф. Русская литература Х-ХХ веков [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. Ф. Косович, Е. П. Панова, Н. Ю. Филимонова. - 5-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2019. - 533 с. — (Русский язык как иностранный). – ISBN 978-5-9765-0332-8. – Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1048286

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кременцов Л.П. - Русская литература в ХХ веке. Обретения и утраты - Издательство "ФЛИНТА" - 2011 - 224с. - ISBN: 978-5-9765-0008-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/2631
  • Сакулин П. Н. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ВТОРАЯ КУЛЬТУРНАЯ ЭПОХА (ПОД ЗНАКОМ ЕВРОПЕИЗМА) - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 527с. - ISBN: 978-5-534-09754-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-v-2-ch-chast-2-vtoraya-kulturnaya-epoha-pod-znakom-evropeizma-428497