• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Методология и методы исследований в социологии: математическая статистика в демографии

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Демография)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Родионова Лилия Анатольевна, Храмова Марина Николаевна
Прогр. обучения: Демография
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Современные демографические вызовы 21 в. часто требуют поиска новых решений, глубокого, всестороннего анализа демографической ситуации. Анализ демографических данных, выявлений закономерностей и взаимосвязей стал неотъемлемой частью современных научных прикладных исследований во многих областях науки, в том числе и демографии. Основываясь на демографических данных и современный статистический инструментарий, можно попытаться ответить на многие вопросы типа: «Как влияет уровень ВВП на уровень смертности?», «Что является главными детерминантами рождаемости?», «Как взаимосвязаны доходы и уровень образования?», «Как расходы на здравоохранение влияют на продолжительность жизни в России?» и др. Статистические методы анализа являются важным инструментом в принятии научно обоснованных управленческих решений. Стремительное внедрение множества статистических пакетов прикладных программ существенно облегчают жизнь современного демографа-исследователя, освобождая от трудоемких расчетов, однако предоставляют широкое поле творческой деятельности: постановки задачи, выбора адекватного статистического метода анализа и интерпретации результатов статистического моделирования. Предлагаемый курс носит прикладной характер, большое внимание уделяется практическим аспектам моделирования по реальным данным (Росстат, Всемирный банк, РМЭЗ и др.), будет рассмотрено большое число примеров из прикладных исследований, наглядно демонстрирующих разнообразие областей применения статистических методов. Структура, содержание и изложение курса направлено на доступное и в тоже время строгое математически обоснованное представление материала для студентов с различным уровнем математической подготовки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • выработка у студентов навыков критического анализа различных источников информации о демографических событиях,
  • изучение основ математической статистики и основных методов статистического анализа демографических данных,
  • изучение особенностей реализации изучаемых статистических методов в пакетах прикладных программ (SPSS, Stata);
  • овладение навыками построения и оценки параметров модели, описываемой изучаемый демографический процесс, содержательной интерпретации полученных результатов;
  • подготовка студента к решению профессиональных задач в области демографии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные понятия математической статистики, основные теоретические законы распределения случайных величин; общие принципы построения доверительных интервалов для параметров известных распределений, принципы проверки статистических гипотез;
  • умеет вычислять основные выборочные характеристики: среднее, дисперсию, моду, медиану; пользоваться статистическими таблицами; строить доверительные интервалы для оценки неизвестных параметров распределений; проверять статистические гипотезы и принимать обоснованные решения относительно основных параметров распределений;
  • Владеет понятийным аппаратом математической статистики; имеет навыки обработки реальных статистических данных; применения пакетов прикладных программ для проверки статистических гипотез (например, ППП MS Excel, SPSS, STATA).
  • Знает особенности статистического анализа демографических данных;
  • Умеет оценивать тесноту статистической связи между двумя и более признаками, в том числе и при наличии нечисловой информации; оценивать параметры регрессионных моделей; проводить классификацию многомерных объектов методами кластерного анализа; давать содержательную интерпретацию результатов исследования.
  • Владеет понятийным аппаратом математической статистики; имеет навыки обработки реальных статистических данных; применения пакетов прикладных программ для построения и диагностики моделей (например, ППП MS Excel, SPSS, STATA).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные методы математической статистики в демографии
    Тема 1. Введение в статистическую методологию. Основные описательные статистики Тема 2. Основные законы распределения случайных величин и их числовые характеристики. Тема 3. Статистическое оценивание параметров известных распределений. Проверка статистических гипотез Тема 4. Статистические методы анализа нечисловой информации. Непараметрические критерии Тема 5. Одномерный дисперсионный анализ
  • Элементы многомерного статистического анализа демографических данных
    Тема 6. Корреляционно-регрессионный анализ многомерной совокупности Тема 7. Методы классификации многомерных наблюдений Тема 8. Методы снижения размерности многомерного пространства признаков Тема 9. Введение в анализ временных рядов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Самостоятельная работа (текущие домашние работы)
    ТДР выполняются еженедельно, в группе по 2 человека и состоят из нескольких заданий по пройденной теме. На проверку отчет загружается в LMS.
  • неблокирующий коллоквиум
    Коллоквиум проводится в письменной форме в течение 1ч20мин, состоит из нескольких теоретических задач, вычисления производятся с помощью калькулятора. Допускается использование формул и статистических таблиц в качестве справочного материала.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа проводится в письменной форме в течение 1ч20мин, состоит из нескольких теоретических задач, вычисления производятся с помощью калькулятора. Допускается использование формул и статистических таблиц в качестве справочного материала.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.15 * Активность на семинарах + 0.25 * коллоквиум + 0.35 * Контрольная работа + 0.25 * Самостоятельная работа (текущие домашние работы)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Математико - статистические модели в социологии : математическая статистика для социологов: учеб. пособие, Толстова, Ю. Н., 2007
  • Статистика : учебник для бакалавров, Мхитарян, В. С., 2013
  • Статистика : учебник, Мхитарян, В. С., 2006
  • Теория вероятностей и математическая статистика : учеб. пособие, Мхитарян, В. С., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Анализ данных в MS Excel : основные сведения о MS Excel, статистические таблицы и графики, статистические функции, пакет анализа (анализ данных) : учеб. пособие для вузов, Мхитарян, В. С., 2018
  • Прикладная статистика. Основы эконометрики. Т.1: Теория вероятностей и прикладная статистика, Айвазян, С. А., 2001
  • Теория вероятностей и математическая статистика : учебник для вузов, Кремер, Н. Ш., 2002
  • Теория вероятностей и математическая статистика с использованием MS EXCEL. Ч. 2: Математическая статистика, , 2019