• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Введение в историю архитектуры

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 50.04.03. История искусств
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Масиель Санчес Лев Карлосович
Прогр. обучения: История художественной культуры и рынок искусства
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 34

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина является адаптационным курсом первого года магистерской программы «История художественной культуры и рынок искусства». Изучение данной дисциплины носит пропедевтический характер и предлагается для студентов магистратуры, не имеющих искусствоведческого образования и соотносится с курсом «Введения в историю изобразительного искусства».В результате освоения курса магистранты приобретают следующие компетенции: способен рефлексировать (оценивать и совершенствовать) освоенные научные методы и способы деятельности; осваивать новые методы исследования, трансформировать научный и научно-производственный профили своей деятельности; анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности, при необходимости восполнять и синтезировать недостающую информацию; вести исследовательскую деятельность, с применением современных методов и методик исследования, используя знания в области гуманитарных и социальных наук и смежных областей научного знания; осуществлять поиск и обработку информации, ее презентацию, работать с базами данных в гуманитарных науках.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с основными этапами развития мировой архитектуры
  • развитие умения оперировать языком описания произведения архитектуры с применением специальной терминологии
  • освоение метода формально-стилистического анализа и умение применять его при исследовании архитектурного объекта
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные этапы, имена и особенности стилистических школ и направлений в истории мировой архитектуры
  • обладать навыками анализа и описания памятников архитектуры
  • уметь интерпретировать данные, полученные в ходе анализа произведения искусства при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по истории искусства и архитектуры
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение, архитектура древности.
    Проблематика возникновения архитектуры, ее роль в древнем обществе. Архитектура Древней Греции. Формирование ордерной системы, принципы ее функционирования. Основы описания и архитектурного произведения. Эллинизм и «всемирное» распространение греческой архитектуры. Технические инновации архитектуры императорского Рима. Ее типология и региональное разнообразие. Классицизм и проблема обращения к прошлому в античном искусстве.
  • Архитектура Средневековья.
    Выход из кризиса Поздней античности как рождение современной цивилизации. Дороманская архитектура Западной Европы между варварами и античностью. Романское искусство как возрождение римской архитектуры. Техническая и образная революция готической архитектуры. Византийская архитектура и ее проявления на Руси. Становление и развитие русской архитектурной традиции. Позднесредневековая русская архитектура.
  • Европейская архитектура Нового времени и современности.
    Основные имена и этапы развития ренессансной архитектуры Италии. Характер рецепции Ренессанса и маньеризма вне Италии, их взаимоотношение и взаимодействие с поздней готикой (Испания, Португалия). Основные региональные школы к северу от Альп: Франция, Британия, германский мир. Римское барокко как синтез искусств. Региональные разнообразие архитектуры барокко в Европе. Особенности французской архитектуры XVII века: преломление ренессансных и барочных традиций, сложение художественного языка классицизма. Проблематика барокко в России. Архитектура барокко на Американском континенте. Распространение исторических стилей. Технологическая революция в архитектуре. Архитектура эпохи модерна: ар-нуво и национально-романтические поиски. Функционализм и ар-деко и в архитектуре: отказ от ордерного архитектурного языка? Ле Корбюзье и рождение современной архитектуры. Американские небоскребы и межвоенная архитектура. Интернациональный стиль в архитектуре. Постмодернизм и поиски органичной архитектуры в последние десятилетия. Архитектура стран Востока в диалоге с Европой.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тесты по книге Виппера
  • неблокирующий Устные опросы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.5 * Тесты по книге Виппера + 0.5 * Устные опросы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010
  • История памятников архитектуры : от пирамид до небоскребов, Овсянников, Ю. М., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История русской архитектуры : учебник для вузов, Пилявский, В. И., 2003