• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Теории личности 1

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 3-й курс, 1 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 22

Программа дисциплины

Аннотация

Теории личности — ядерный курс трека «Психология личности и психологическое консультирование» — рассматривает историю развития и современное состояние психологии личности как академической дисциплины. В курсе лекций, посвященных доклассическому, классическому и постклассическому (современному) этапу становления психологии личности, через рассмотрение основных персоналий освещается поступательное движение этой науки от обособленных теорий личности к современной психологии личности. На семинарских занятиях разбирается материал повышенной сложности и анализируются современные подходы внутри этой науки. Оффлайн-занятия дополняются небольшим онлайн-курсом, посвященным понятию бессознательного. В рамках аттестации по курсу "Теории личности-1" проводятся групповой коллоквиум и итоговый письменный тест.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов представление о развитии теорий личности в ХХ веке как едином поступательном движении, выделить его основные направления и изучить современные тенденции развития психологии личности.
  • Сформировать знания об основных теориях личности в психологии ХХ века как составляющих этого исторического процесса, характеризующихся собственной логикой и историей развития.
  • Раскрыть закономерности влияния на научные теории общенаучного и социально-исторического контекста их возникновения, а также особенностей личности и биографии их авторов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные этапы развития психологии личности. Отличает теорию личности от другой психологической теории и психотехнического мифа.
  • Знает ранние теории личности. Отличает номотетический и идиографический подходы в социальных науках применительно к психологии личности. Знаком с основными положениями теорий В. Дильтея, Э. Шпрангера, П. Жане и У. Джеймса.
  • Знаком с биографией З. Фрейда и основными этапами развития его теории. Отличает топические и динамические аспекты в теориях личности. Отличает инстанциональные теории личности от холистических.
  • Знаком с биографией учеников З. Фрейда и содержанием их теорий. Отличает преформистские и эволюционные (онтогенетические) аспекты в теориях личности.
  • Знает основное содержание критики психоанализа неофрейдистами. Знаком с понятиями самореализации и самоидеализации, социального характера и экзистенциальных потребностей. Отличает теории личности от теорий развития личности.
  • Знает историю развития гуманистической психологии и ее основные понятия. Отличает потенциалистские и экзистенциалистские теории личности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в теории личности
    Психологическая теория, теория личности, психотехнический миф — понятие и область их применения. Развитие представлений о личности в психологии: доклассический, классический и постклассический периоды развития психологии личности. Проблема предмета психологии личности.
  • Ранние представления о личности в психологии
    Взгляды на личность Уильяма Джеймса. Понимающая психология Вильгельма Дильтея. Типология ценностей Эдуарда Шпрангера. Теория Пьера Жане.
  • Классический психоанализ
    Возникновение психоанализа и ранние работы Зигмунда Фрейда. Продуктивный период психоанализа: от открытия к психотехническому мифу. Психоанализ как метатеория. Раскол психоаналитического движения.
  • Разногласия в психоанализе: ученики
    «Индивидуальная психология» и «Наука жить» Альфреда Адлера. Аналитическая психология Карла Густава Юнга. «Травма рождения» и «Теория воли» Отто Ранка.
  • Разногласия в психоанализе: неофрейдизм
    Дискуссия о противоречиях: позиции Анны Фрейд и Мелани Кляйн. Неофрейдизм: теория личности Карен Хорни. Эпигенетический подход Эрика Эриксона. Теория социального характера и экзистенциальных потребностей Эриха Фромма.
  • Потенциализм
    «Человеческая природа» Курта Гольдштейна: самоактуализация. «Дальние горизонты человеческой природы» Абрахама Маслоу: движение за развитие человеческого потенциала. Теория «Я-концепции» и «полноценно функционирующая личность» Карла Роджерса. Кризис потенциализма.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Онлайн-курс по бессознательному
  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Коллоквиум
  • неблокирующий Экзаменационный тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.2 * Активность + 0.3 * Коллоквиум + 0.1 * Онлайн-курс по бессознательному + 0.4 * Экзаменационный тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Теории личности : основные положения, исследования и применение, Хьелл, Л., 2002
  • Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности : учебник / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - 3-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2014. — 607 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01171-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055393 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055393

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Фрейд З. - Хрестоматия. В 3 т. Том 1: Основные понятия, теории и методы психоанализа - ООО "Когито-центр" - 2016 - 363с. - ISBN: 978-5-89353-468-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/109308