• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Психология коммуникации

Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 3-й курс, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках этого курса мы поговорим о том, как люди обмениваются информацией, в том числе об особенностях вербальной и невербальной сторон общения, принятии групповых решений, и о том, с какими трудностями мы сталкиваемся на этом пути. Сформировав представление о базовых теоретических подходах в изучении психологии коммуникации и открытых исследовательских вопросов, студенты научатся применять существующие модели и подходы для анализа реальных коммуникативных ситуаций. Курс включает в себя онлайн лекции и дополнительные материалы: отрывки из художественных фильмов, интервью с экспертами, описание отдельных социально-психологических экспериментов. На семинарах будут проходить: обсуждения основных тем, решение кейсов и квизов, разработка программы убеждающих сообщений. Курс является курсом по выбору для студентов бакалавриата образовательной программы «Психология» и требует прохождение базового курса по «Социальной психологии».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать представления об основных концепциях, моделях и закономерностях коммуникации и применении на практике полученных знаний в ситуации переговоров, дискуссии обучения;
  • сформировать навыки анализа конкретных коммуникативных ситуаций;
  • научить разрабатывать программы убеждающих сообщений, направленных на создание положительного образа продукта/программы/человека;
  • подготовить участников курса к использованию техник эффективного публичного выступления для презентации результатов проекта профессиональной аудитории
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • формулирует и воспроизводит психологические концепции, механизмы и закономерности в рамках психологии коммуникации
  • объясняет соотношение между базовыми психологическими моделями коммуникации и коммуникативными ситуациями в повседневной жизни
  • решает стандартные кейсы по анализу коммуникативных ситуаций с учетом социально-психологических теорий
  • разрабатывает программу убеждающих сообщений, направленных на формирование положительного образа продукта/человека/программы, основываясь на социально-психологических теориях
  • использует техники эффективного публичного выступления для презентации результатов проектной работы профессиональной аудитории
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Коммуникативная ситуация
    Структура коммуникации. Отличия коммуникатора от реципиента. Коммуникативное поле и его психологические элементы, коммуникативные барьеры, и как они воздействуют на коммуникацию. Понятие «обратная связь» и как ее правильно давать.
  • Невербальная коммуникация
    Декодирование невербальной коммуникации с минимальным количеством ошибок. Понятие "говорить без слов": Понятие «невербальная коммуникация», ее невербальные показатели.
  • Убеждающая коммуникация
    Построение убеждающей коммуникации. Стадии убеждения. Эффективность убеждения. Понятие « эффективный коммуникатор». Активность аудитории.
  • Переговоры
    Понятие переговоров и чем они отличаются от обычной коммуникации. Подготовка к переговорам, существующие подходы. Приемы ведения переговоров, манипуляции, которые используются в переговорах. Итоги переговоров.
  • Групповая дискуссия: теоретические моедли
    - как происходит групповая дискуссия; - какие факторы влияют на эффективность дискуссии; - какие эффекты возникают в ходе групповой дискуссии;
  • Групповая дискуссия: практическая сторона
    - кто такой "фасилитатор"; - как осуществляется подготовка к дискуссии; - основные приемы и техники в групповой дискуссии;
  • Онлайн-коммуникация
    - специфика онлайн коммуникации; - влияние онлайн коммуникации на психологическое благополучие; - онлайн коммуникация в групповой работе и обучении;
  • Обучение коммуникации
    - как развивать навыки коммуникации; - какие методы существуют для развития коммуникативных навыков; - как составить план обучения и как контролировать выполнение этого плана;
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Квиз
    Квиз представляет собой тестовые вопросы с множественными ответами, на которые каждый студент дает ответы индивидуально. Оценка выставляется за правильные ответы на вопросы (5 вопросов по 2 балла за правильный ответ)
  • неблокирующий Кейс
    Студентам предлагается проанализировать коммуникативные ситуации, основываясь на социально-психологические теории. В этом случае студенты разбиваются на группы по 3-4 человека, отвечают на предложенные вопросы по материалу, после чего выступают перед аудиторией.
  • неблокирующий Итоговый проект
    Цель задания – разработать проект, направленный на изменение аттитюдов и поведения аудитории. Студентам предлагается самостоятельно выбрать предмет для изучения (от благотворительных кампаний до программ по улучшению межгрупповых отношений). Ориентируясь на модели и феномены в психологии коммуникации, предложите программу действий, которые помогут создать положительный образ продукта/человека/программы и привести к советующему поведению аудитории (например, покупка определенного товара, поддержка политической партии, программа против курения). При анализе необходимо определить не только особенности объекта, но и специфику аудитории и особенности контекста, роль вербальной/невербальной коммуникации, онлайн и оффлайн общения. Для проверки воздействия приемов убеждающей коммуникации, студенты могут провести мини-исследование, направленное на изучение исследуемого феномена. Задание выполняется в группах из 3 - 4 человек. Студенты представляют презентацию итогового проекта на занятии, с использованием PowerPoint и представляют текстовую версию работы в формате Word.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой тест в ЛМС (30 вопросов, время выполнения – 30 минут) и кейс, который включает описание проблемной ситуации и предполагает ответы на два вопроса (время выполнения – 30 минут).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Итоговый проект + 0.2 * Квиз + 0.25 * Кейс + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Lange, P. A. M. V., Kruglanski, A. W., & Higgins, E. T. (2013). Handbook of Theories of Social Psychology : Collection: Volumes 1 & 2 (Vol. [Enhanced Credo edition]). Los Angeles [California]: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1216048
  • Гулевич О.А., Сариева И.Р. - СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2017 - 452с. - ISBN: 978-5-534-01366-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-psihologiya-399796
  • Майерс, Д. Социальная психология : учебник / Д. Майерс. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 800 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01498-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055383 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055383

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Douglas Kenrick, Steven L. Neuberg, & Robert B. Cialdini. (2013). Social Psychology: Pearson New International Edition : Goals in Interaction. Harlow, United Kingdom: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1418790
  • Oxford handbook of internet psychology. (2007). Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.pure.rug.nl.publications.b6e1a6a4.0402.43a5.b0e8.75aff9f2eb28
  • Нил М. - Психология переговоров. Как добиться большего - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2016 - 400с. - ISBN: 978-5-00100-067-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/91668
  • Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 192 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-8199-0249-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/410246