• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Клиническая психология

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Абдуллина Екатерина Гаяровна, Лысенко Елена Сергеевна, Маркашова Елизавета Игоревна, Скворцов Анатолий Анатольевич
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе охвачены основные клинико-психологические теории, что позволяет студенту получить базовые знания об истории развития, основных теоретических проблемах и направлениях клинической психологии. Также студент имеет возможность получить общие знания об основных типах нарушения психических процессов, возникающих при различных заболеваниях
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов системного знания и структурированного представления об основных теоретических проблемах клинической психологии, а также содержании отдельных отраслей клинической психологии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Усваивает следующие знания: Рождение клинической психологии (Л. Уитмер). Методологические проблемы общей и клинической психологии: 1) соотношение законов нормальной и патологической психики; 2) органическое и социальное в психике человека, психофизическая проблема.
  • Усваивает следующие знания: Предмет, задачи, методы нейропсихологии, актуальность нейропсихологии, как науки и практической отрасли. Сферы практической деятельности нейропсихолога, категории пациентов. История развития нейропсихологии по А.Р. Лурии: локализационизм и антилокализационизм. Теория системно-динамической локализации высших психических функций А.Р. Лурии. Понятия «нейропсихологический симптом», «нейропсихологический синдром», «нейропсихологический фактор».
  • Усваивает следующие знания: Предмет, задачи, методы патопсихологии, актуальность патопсихологии, как науки и практической отрасли. Сферы практической деятельности патопсихолога, категории пациентов. Основные подходы в зарубежной патопсихологии: ассоцианистский, бихевиоральный, психоаналитический, когнитивный, гуманистический и экзистенциальный, биопсихосоциальный.
  • Усваивает следующие знания: Предмет, задачи, методы психосоматики, актуальность психосоматики как науки и практической отрасли. Сферы практической деятельности специалиста по психосоматике, категории пациентов. Психосоматические феномены и симптомы. Гипотеза психосоматической специфичности, как основная теоретическая проблема психосоматики: специфические и неспецифические подходы. История психосоматики в контексте решения проблемы психосоматической специфичности.
  • Усваивает следующие знания: Актуальность изучения аномалий психического развития. Сферы практической деятельности специалиста по аномалиям психического развития, категории пациентов. Теоретические основы учения об аномалиях психического развития: культурно-историческая теория Л.С. Выготского, концепция В.В. Лебединского.
  • Усваивает теоретические основы отечественной патопсихологии: культурно-историческая теория Л.С. Выготского; теория деятельности А.Н. Леонтьева. Б.В. Зейгарник – родоначальник отечественной патопсихологии. Три аспекта нарушения психической деятельности по Б.В. Зейгарник. Патопсихологический подход к изучению личности. Категория синдрома в патопсихологии. Нарушения мышления при психических расстройствах по Б.В. Зейгарник.
  • Усваивает следующие знания: Психоанализ и конверсия как механизм симптомообразования (З. Фрейд); мультифакторная концепция В. Александера и соматизация, как механизм. Концепция алекситимии. Бихевиоральный подход в психосоматике. Концепция стресса: понятия физиологического и психологического стресса (Г. Селье, Р. Лазарус). Культурно-исторический подход в психосоматике и понятие телесности, гиперпроизвольность как механизм симптомообразования, онтогенез телесности.
  • Усваивает следующие знания: Специфические методологические проблемы клинической психологии: 1) проблема нормы и патологии (относительность границ между нормальным и отклоняющимся психическим функционированием; различные критерии нормы и патологии); 2) проблема классификации психических расстройств в отечественной и зарубежной клинической психологии.
  • Усваивает основные понятия: гетерохрония и асинхрония развития, сензитивный период, возрастной симптом Понятие дизонтогенеза. Основные виды дизонтогенеза. Основные особенности западного взгляда на проблему аномалий психического развития. Теория привязанности Дж. Боулби. Ранний детский аутизм и синдром дефицита внимания и гиперактивности как наиболее распространенные формы аномалий психического развития.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Возникновение клинической психологии как отдельной отрасли знания. Методологические проблемы клинической психологии
  • Нейропсихология как раздел клинической психологии
  • Патопсихология как раздел клинической психологии
  • Психосоматика как раздел клинической психологии
  • Аномалии психического развития
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа
    Использование текстовых заимствований, в том числе цитат, в экзаменационной работе запрещено. Работа будет аннулирована, если в ней будут обнаружены куски текста идентичные с другими источниками или с другими студенческими работами, конспектами и т.д. вне зависимости от процента заимствования. Суждение о факте заимствования выносит преподаватель. Использование терминологии заимствованием не считается.
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен в 2020-2021 году проводится в письменной форме очно. В экстренных случаях (запрет на очные занятия, невозможность студента прибыть в РФ) экзамен может быть проведен дистанционно на платформах Skype, Zoom, MsTeams (по решению преподавателя). В этом случае к экзамену необходимо подключиться согласно расписанию. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры (может быть использована камера другого устройства) и микрофона, поддержка Skype, Zoom, MsTeams. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается интервал более 3 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий. Примеры экзаменационных вопросов представлены в ПУД. Время экзамена 60 минут. В течение этого времени студент должен прислать свой ответ со своей корпоративной почты на корпоративную почту преподавателя. Использование текстовых заимствований, в том числе цитат, в экзаменационной работе запрещено. Работа будет аннулирована, если в ней будут обнаружены куски текста идентичные с другими источниками или с другими студенческими работами, конспектами и т.д. вне зависимости от процента заимствования. Суждение о факте заимствования выносит преподаватель. Использование терминологии заимствованием не считается.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Активность на семинарах + 0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Field, M., & Cartwright-Hatton, S. (2015). Essential Abnormal and Clinical Psychology. Los Angeles: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1641773
  • Королева, Е.Г. Психосоматика : учебное пособие / Е.Г. Королева. - Saarbrucken : Palmarium Academic Publishing, 2014. - 152 с. - ISBN 978-3-639-75297-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1059059

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Патопсихология : учеб. пособие для вузов, Зейгарник, Б. В., 2003