• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Современные информационные и цифровые технологии для бизнеса

Статус: Курс по выбору (Управление бизнесом)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 4-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Проценко Дмитрий Сергеевич
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

В дисциплине «Современные информационные и цифровые технологии для бизнеса» изучаются современные технологии, используемые для внедрения на предприятиях, теоретические принципы организации информационных процессов, информационных технологий и информационных систем в бизнесе, а также современные подходы к построению ИТ-инфраструктуры предприятий. Программа учебной дисциплины устанавливает требования к образовательным результатам и результатам обучения студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать систему понятий, знаний и навыков в области информационных и коммуникационных технологий с формированием новых и совершенствованием уже имеющихся компетенций, необходимых для работы в условиях цифровой экономики, планирования и разработки проектов в сфере цифровой трансформации бизнеса, взаимодействия с техническим персоналом ИТ-проектов (разработчики, тестировщики, администраторы), осуществления управления требованиями к проектированию ИТ-инфраструктуры предприятий;
  • Знакомство с основными трендами в области современных информационно-коммуникационных технологий, изучение основных теоретических принципов организации информационных процессов, информационных технологий и информационных систем в бизнесе;
  • Получение практических умений и навыков по использованию современных информационных технологий для решения прикладных задач и развития ИТ-архитектуры предприятия.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление о современных подходах к построению и совершенствованию ИТ-систем управления организацией;
  • Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
  • Умеет проводить анализ сферы деятельности, элементов архитектуры и ИТ-инфраструктуры организации;
  • Умеет проводить исследование и анализ рынка ИКТ, выявлять и прогнозировать основные направления использования современных ИКТ для управления эффективностью бизнеса;
  • Умеет проводить аналитические и поисковые исследования в сфере управления и ИКТ для выявления продуктовых, технологических, организационных, маркетинговых инновации;
  • Умеет предъявлять требования к основным подходам к построению ИТ-инфраструктуры, основным типам информационных систем и компонентам ИТ-инфраструктуры предприятия;
  • Знает и умеет использовать современные концепции управления проектной командой (гибкие методологии управления проектами, оптимизация бизнес-процессов);
  • Умеет определять направления совершенствования бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры предприятия.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Информация, информационные системы и информационные технологии
    Информатизация общества. Влияние ИТ на бизнес. Информационная система. Информационная технология. Информатизация общества. Современные тенденции развития информационных технологий. Влияние развития инфокоммуникационных технологий на методы управления и принятия решений. Влияние ИТ на бизнес. Цифровая экономика. Трансформация бизнеса. Информационная технология и концепция хранилищ данных. Технология управления знаниями. Корпоративная модель данных. Архитектура данных.
  • Тема 2. Современные информационные технологии. Технологии больших данных
    Возможности больших данных. Методы анализа больших данных. Технологии обработки больших объемов данных.
  • Тема 3. Современные информационные технологии. Облачные вычисления
    Характеристики облачных вычислений. Модели обслуживания облачных вычислений. Центры обработки данных и облачные вычисления. Как компании используют облачные вычисления.
  • Тема 4. Современные информационные технологии. Интернет вещей
    Архитектура IoT. Устройства, «умные» вещи. Сети, средства передачи данных. Платформы интернета вещей. Области применения интернета вещей. Интернет вещей в медицине. Геолокационный маркетинг, beacon-сервисы. Перспективы и проблемы интернета вещей. Рынок интернета вещей.
  • Тема 5. Современные информационные технологии. Технологии Blockchain
    Особенности технологии блокчейн. Основные идеи и характеристики блокчейна. Основные недостатки блокчейна. Сферы применения технологии блокчейн. Рынок блокчейн-решений. Перспективы развития
  • Тема 6. Современные информационные технологии. Технологии искусственного интеллекта
    Основные задачи ИИ. Сферы применения ИИ. Технологии ИИ в российских компаниях
  • Тема 7. ИТ-менеджмент в бизнесе
    Задачи и место ИТ подразделения в деятельности компании. Сервисный подход к управлению ИТ. Взаимодействие бизнеса и ИТ-службы. ИТ-стратегия предприятия. Бизнес-инжиниринг, бизнес-процесс, сервисный подход к управлению ИТ. Процессный подход в управлении. Управление ИТ-услугами. Понятие аутсорсинга и причины аутсорсинга. Виды ИТ-аутсорсинга.
  • Тема 8. Корпоративные информационные системы. КИС управления ресурсами предприятий. ERP-системы
    Организационная структура и система управления предприятием. Внешняя и внутренняя среда предприятия. Система управления предприятием. Информационные системы: роль в бизнесе. Понятие корпоративной информационной системы (КИС). Определение, основные возможности и функции, решаемые задачи. Основные факторы, влияющие на развитие корпоративных информационных систем. Разработка и внедрение корпоративных информационных систем. Факторы успешного внедрения корпоративных информационных систем. Преимущества внедрения корпоративных информационных систем. Стандарты и виды корпоративных информационных систем. Основные модули ERP-систем. Рынок и тенденции развития ERP-систем. Система управления основными фондами предприятия (EAM). Система управления персоналом (HRM, Human Resource Management). Система управления взаимоотношениями с клиентами, CRM. Управление цепями поставок (SCM). Управление внутренними ресурсами и внешними связями предприятия (ERP II). ERP II как стратегия перехода к Интернет-ориентированному бизнесу.
  • Тема 9. КИС управления взаимоотношениями с клиентами
    Обзор CRM-систем. Система управления взаимоотношениями с клиентами. Определение, цели и задачи. Цели внедрения CRM. Проблемы, решаемые CRM. Возможности компаний, использующих CRM. Экономическая эффективность CRM-систем. Основные характеристики и функции CRM-систем. Базовые модули CRM-систем. Возможности CRM по отраслям бизнеса. Рынок CRM-систем.
  • Тема 10. Корпоративные информационные системы управления электронным документооборотом (ECM-системы)
    Электронный документооборот. Функционал (возможности) ECM-систем. Модули ECM-систем. Преимущества электронного документооборота. Типичные задачи, решаемые СЭД. Внедрение СЭД/ECM. Рынок систем электронного документооборота в России. Перспективы развития
  • Тема 11. Управление знаниями. КИС управления знаниями. Экспертные системы. Системы поддержки принятия решений. BI-системы
    Знания, основанные на данных. Управление знаниями. Система управления знаниями (Knowledge Management System). Функции системы управления знаниями. КИС управления знаниями. Преимущества использования экспертных систем. Системы поддержки принятия решений. Процесс принятия решений. BI-системы. Состав BI-систем. Возможности BI-систем. Преимущества использования BI-систем. Применение BI-систем.
  • Тема 12. Цифровая экономика, электронный бизнес, электронный маркетинг и электронная коммерция
    Электронная (цифровая) экономика. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Преимущества электронного бизнеса. Тренды электронной коммерции. Электронное государство. Электронное правительство.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Промежуточная аттестация
  • неблокирующий Индивидуальное участие на занятиях
  • блокирующий Экзамен
    Выставления оценки автоматом по дисциплине не предусмотрено.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.3 * Индивидуальное участие на занятиях + 0.3 * Промежуточная аттестация + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Волкова В. Н., Юрьев В. Н., Широкова С. В., Логинова А. В. ; Под ред. Волковой В. Н., Юрьева В.Н. - ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 402с. - ISBN: 978-5-9916-1358-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnye-sistemy-v-ekonomike-436469
  • Под ред. Трофимова В.В. - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 269с. - ISBN: 978-5-534-09083-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnye-tehnologii-v-ekonomike-i-upravlenii-v-2-ch-chast-1-442379
  • Под ред. Трофимова В.В. - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 245с. - ISBN: 978-5-534-09084-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/informacionnye-tehnologii-v-ekonomike-i-upravlenii-v-2-ch-chast-2-442380

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Lankhorst, M. (2017). Enterprise Architecture at Work : Modelling, Communication and Analysis (Vol. Fourth edition). Berlin, Germany: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1403033
  • Управление бизнесом. Серия Harvard Business Review. Альпина Паблишер. URL: http://lib.alpinadigital.ru/ru/library/book/8923