• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Проектный семинар "Теория и практика онлайн-исследований"

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Комплексный социальный анализ)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Комплексный социальный анализ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Теория и практика онлайн исследований» является знакомство студентов с основными понятиями и инструментами маркетинговых онлайн исследований. В курсе последовательно рассматриваются предпосылки возникновения онлайн исследований, описывается процесс создания и поддержания онлайн панелей, даются базовые знания об особенностях инструментария для проведения исследований при помощи Интернет, анализируются ключевые тенденции развития исследовательской индустрии. Курс носит практический характер.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство студентов с основными понятиями и инструментами социологических и маркетинговых онлайн исследований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание типологии онлайн-исследований
  • Знание понятие «онлайн панели»
  • Знание подходов к исследовательскому инструментарию в онлайн опросах
  • Знание ошибки неответов в онлайн-опросах
  • Знание особенностей проведения качественных онлайн-исследований.
  • Знание возможностей использования больших данных в социологических исследованиях.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в онлайн-исследования. Типология методов онлайн-исследований.
    Понятия методологии научного исследования и онлайн-исследований. Типология методов онлайн-исследований. Преимущества и недостатки онлайн-исследований. Тенденции развития онлайн-исследований. Типология онлайн-исследований. Внутренняя и внешняя валидность онлайн-исследований. Интернет проникновение в России и его влияние на онлайн исследования. Особенности российских Интернет пользователей.
  • Онлайн панели
    Понятие «онлайн панель», виды панелей. Преимущества и недостатки панельных исследований. Подходы к созданию панелей. Рекрутирование участников панелей. B2B, B2C и специализированные панели. Особенности стимулирования респондентов. Верификация личных данных и проверка достоверности информации. Феномен профессиональных/гиперактивных респондентов. «Карьеры» панелистов, или эффект участия в панели (влияние постоянного принятия участия в исследованиях на ответы респондентов). Обеспечение функционирования панелей. Ключевые показатели качества панелей. Метрики AAPOR. Удовлетворенность участников панелей. Крупнейшие международные панельные проекты. Занятие с сотрудниками компании OMI (Online Market Intelligence, http://www.omirussia.ru).
  • Инструментарий онлайн-исследований. Ошибка измерения в онлайн-опросах.
    Новые подходы к исследовательскому инструментарию: визуализация, интерактивность, игровые элементы. Использование имиджей, звуков, видео в инструментарии для онлайн опросов. Влияние дизайна веб-анкеты на качество полученных данных. Факторы, влияющие на ошибку измерения в онлайн-опросах. Эффект устройства на ошибку измерения (планшеты, смартфоны).
  • Неответы в онлайн-опросах.
    Ошибка неответов в онлайн-опросах. Факторы, влияющие на ошибку неответов. Незавершенные интервью.
  • Качественные онлайн-исследования
    Особенности проведения качественных онлайн-исследований. Онлайн-интервью, онлайн этнография. Возможности и ограничения качественных онлайн-исследований.
  • Большие данные в социальных науках.
    Большие данные в онлайн-исследованиях. Возможности использования больших данных в социологических исследованиях. Эксперименты в области больших данных. Возможности анализа социальных сетей. Приватность в интернете. Этические проблемы использования больших данных в социологических исследованиях.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий эссе
  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Активность на занятиях
  • неблокирующий эссе
  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Активность на занятиях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.28 * Активность на занятиях + 0.12 * Посещаемость + 0.6 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Boellstorff, T. (2012). Ethnography and Virtual Worlds : A Handbook of Method. Princeton: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=482161
  • Couper, M. (2008). Designing Effective Web Surveys. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=259196

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Tourangeau, R., Couper, M., & Conrad, F. G. (2013). The Science of Web Surveys. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=603960
  • Underberg, N. M., & Zorn, E. (2013). Digital Ethnography : Anthropology, Narrative, and New Media (Vol. 1st ed). Austin: University of Texas Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=548651