Бакалавриат
2020/2021
Научно-исследовательский семинар "Основы жестовой лингвистики"
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Аксенов Кирилл Алексеевич,
Клезович Анна Геннадьевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
30
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках этого курса мы расскажем, как устроены жестовые языки на уровне фонологии, морфологии и синтаксиса и как они отличаются от звучащих языков и друг от друга. Мы обсудим, как визуально-жестовая модальность влияет на все уровни языковой структуры, позволяя значительно большее, чем в звучащих языках, использование иконичности и одновременности. Помимо этого мы поговорим о том, как на структуру многих жестовых языков влияет ситуация постоянного двуязычия, в которой существуют их носители. Наконец, мы расскажем о наиболее эффективных методах элицитации жестовых данных.
Цель освоения дисциплины
- Формирование представления и типологическом разнообразии жестовых языков
- Ознакомление с принципами и методами получения данных о жестовых языках от их носителей
Планируемые результаты обучения
- описывает морфо-синтаксические особенности различных частей речи в ЖЯ; отличает классификаторные жесты от всех прочих; формулирует основные принципы выделения разных частей речи в ЖЯ
- Анализирует конкретные жесты в рамках фонологических моделей Стоуки и Брентари
- называет наиболее распространённые порядки слов в предложении и именной группе в ЖЯ; называет различные способы выражения согласования в ЖЯ; описывает типы глаголов в ЖЯ относительно их способности к выражению согласования; называет способы выражения множественности в ЖЯ; описывает мануальные и немануальные стратегии выражения отрицания в ЖЯ; называет способы выражения топика и фокуса в ЖЯ
- Описывает процессы появления и развития ЖЯ; приводит примеры конвергентых явлений между звучащими и жестовыми языками
- ставит собственный исследовательский вопрос и формулирует гипотезы для своего исследования, создаёт анкеты для элицитирования данных у носителей ЖЯ, размечает полученные данные с помощью программного обеспечения ELAN, интерпретирует полученные результаты
Содержание учебной дисциплины
- Sign languages lexiconВ этой теме мы заострим внимание на том, какие морфологические и синтаксические особенности есть у разных частей речи в ЖЯ, и поговорим о том, как в ЖЯ образуются компаунды и какими особенностями они обладают
- Sign languages phonologyВ этой теме мы поговорим о фонетике и фонологии ЖЯ
- Практические семинарыСтуденты учатся элицитировать данные для исследований в области жестовой лингвистики
- SociolinguisticsВ рамках этой темы мы обсудим отношение глухих к собственному языку, поговорим про механизмы языковых изменений применительно к ЖЯ, а также посмотрим на то, как звучащие языки могут оказывать влияние на жестовые
- Sign languages syntaxВ рамках этой темы мы поговорим о способах согласования в ЖЯ, про формирование разного типа сложных предложений, а также про выражение отрицания, топика, фокуса и построение вопросительных предложений
Элементы контроля
- Презентация темы проекта
- Презентация анкеты
- Презентация результатов исследования
- Письменный экзамен
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.4 * Письменный экзамен + 0.2 * Презентация анкеты + 0.2 * Презентация результатов исследования + 0.2 * Презентация темы проекта
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Woll, B., Steinbach, M., & Pfau, R. (2012). Sign Language : An International Handbook. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=494255
Рекомендуемая дополнительная литература
- Velupillai, V. (2012). An Introduction to Linguistic Typology. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=473816