• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Психология управления персоналом

Статус: Курс по выбору (Реклама и связи с общественностью)
Направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 4-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Управление персоналом стало значимым фактором, обеспечивающим конкурентоспособность и стабильность работы организаций. Данная дисциплина посвящена социально-психологическим методам и технологиям управления персоналом. Практическая часть курса направлена на формирование умений и выработку навыков использования психологических технологий и методик, позволяющих осуществлять диагностику на разных уровнях работы с персоналом организации: личностном, групповом и организационном.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дисциплина аккумулирует междисциплинарные знания в области общественных отношений и способствует формированию социально-психологического, управленческого, мировоззрения, а также развитию системного мышления студентов. Дисциплина ориентирована на изучение психологических основ управленческой деятельности, межличностных отношений и особенностей управления ими.
  • В результате изучения дисциплины студент должен знать: психологические основы управленческой деятельности; психологические закономерности функционирования групп и коллективов; современные технологи и методы подбора, адаптации, мотивации, обучения и развития, оценки и расстановки персонала
  • В результате изучения дисциплины студент должен уметь: выделять социально-психологические проблемы в деятельности организации, руководителя, групп, индивида и осуществлять их анализ; использовать современные методы и технологии управления персоналом
  • В результате изучения дисциплины студент должен обладать навыками: оценки ситуации и проектирования управленческих решений в сфере управления персоналом; профессионального подбора и адаптации персонала, мотивации сотрудников, формирования эффективной команды; анализа и оценки разнообразных проблемных, конфликтных ситуаций в процессе управления на различных уровнях
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимание психологических основ управленческой деятельности и роли человеческих ресурсов в управлении организацией
  • Понимание сути технологий кадрового профайлинга и ассесмент-центра, определения совместимости и командообразования
  • Готовность разрабатывать программы адаптации
  • Усвоено содержание и возможности различных методов мотивации и стимулирования
  • Понимание управленческих задач и методов принятия управленческих решений
  • Готовность применить подходы к ведению деловых переговоров и урегулированию конфликта
  • Понимание специфики руководства и лидерства
  • Понимание сути технологий управления временными ресурсами и регуляции состояний
  • Готовность применить практики развития персонала
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Психологические закономерности системы управления персоналом
    Научный аппарат психологии управления: объект и предмет, цели и задачи. Методы психологии управления. Проблемы психологии управления. Социально-психологическая характеристика субъекта управленческой деятельности. Современные подходы к управлению персоналом и HR-тренды. Управление человеческими ресурсами (Human Resources Management) – стратегический и системный подход к управлению наиболее ценными активами организации. Основные функции системы управления персоналом (HR-системы). Управленческие отношения.
  • Адаптация персонала
    Понятие «адаптация персонала». Профессиональная и социально-психологическая адаптация персонала. Цели и этапы адаптации. Продолжительность адаптационного периода. Основные факторы, влияющие на процесс адаптации персонала. Основные этапы адаптации персонала. Примеры программ адаптации (ориентации) персонала в организациях. Критерии оценки результатов адаптации. «Симптомы» психологической дезадаптации сотрудника.
  • Мотивация и стимулирование персонала
    Понятия «трудовая мотивация» и «стимулирование». Новые подходы к мотивации и стимулированию персонала. Типы мотивации сотрудников. Компоненты мотивации. Структурные и процессуальные теории мотивации. Методы изучения мотивационной сферы личности. Основные формы стимулирования персонала. Особенности стимулирования сотрудников с разными типами трудовой мотивации. Разработка системы стимулирования персонала организации: основные требования.
  • Руководство и лидерство
    Понятия руководства и лидерства. Типы лидеров. Теории лидерства. Стили лидерства (руководства), их эффективность. Авторитет и власть. Психологические источники власти и влияния. Формы авторитета руководителя. Личность руководителя. Организаторский потенциал. Система ценностей. Профессиональные компетенции руководителя. Индивидуальная управленческая концепция. Эффективность руководства и её критерии. Имидж руководителя и способы его формирования.
  • Психология принятия управленческих решений
    Делегирование полномочий и принятие решений. Понятие управленческой задачи. Психологические особенности решения задач управления. Функция принятия решений как системообразующая в деятельности руководителя. Классификация управленческих решений. Типология управленческих решений. Методы принятия управленческих решений. Схема принятия управленческого решения. Принятие коллективных решений (group-think)
  • Деловое общение, переговоры и конфликт-менеджмент
    Понятие управленческого и делового общения. Коммуникация, ее основные характеристики. Деловые совещания, дискуссии. Тактика ведения переговоров. Типичные модели поведения участников на переговорах. Понятие конфликта, его сущность и структура. Условия возникновения конфликта. Субъекты конфликта. Предмет конфликта, образ конфликтной ситуации, мотивы конфликта и позиции конфликтующих сторон. Этапы и фазы конфликта. Управление конфликтами.
  • Тайм-менеджмент и стресс-менеджмент
    Элементы эффективного управления временем и управления стрессом. Основные элементы стандартной и блочной систем тайм-менеджмента. Планирование рабочего времени. Современные подходы к распределению временных ресурсов. Система управления стрессами. Методы управления стрессами. Управление стрессами и психотехнологии. Диагностика стрессфакторов и стрессогенных ситуаций. Аудит организационного стресса. Профилактика стресса. Психологическая саморегуляция.
  • Современные подходы и практики развития персонала
    Подходы к развитию персонала: традиционный и современный. Современные концепции развития персонала: концепция обучающейся организации (Learning Organization Concept), управление знаниями (Knowledge Management), управление талантами (Talent Management), корпоративный университет (Corporate University). Основные направления развития персонала организации. Наставничество: традиционные и современные формы. Сторителлинг. Модель непрерывного (систематического) обучения персонала. Методы обучения персонала. Подходы к управлению карьерой. Понятие о карьерограмме. Профессиональное продвижение. Формирование кадрового резерва организации: понятие, основные цели. Структура кадрового резерва: стратегический резерв, оперативный резерв, резерв молодых специалистов (hi-po). Преемники и дублеры. Нетрадиционные подходы к развитию персонала: «FISH» философия, Sign spinning. Примеры программ развития персонала в организациях.
  • Подбор, оценка и расстановка персонала.
    Системный подход к организации подбора персонала. Стратегии подбора персонала. Процедура подбора персонала. Требования к должности (JobProfile), профессиограмма, карта компетенций. Место функции оценки персонала в системе управления. Современные методы оценки персонала. Кадровый профайлинг и ассесмент-центр. Расстановка персонала и психологическая совместимость членов коллектива. Технология построения эффективной командой работы. Комадообразование как технология формирования управленческого потенциала организации. Концепции и модели командных ролей. Методы повышения эффективности командной работы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Текущий контроль
    рассчитывается как средняя оценка за выполненные тесты, специальное упражнение, деловую игру, решение кейса (на занятиях в течение 10-45 мин.)
  • неблокирующий Эссе
    индивидуально, письменно
  • неблокирующий Экзамен
    Письменный, 40 минут. Формат проведения экзамена по дисциплине - офлайн.
  • неблокирующий Групповой проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Групповой проект + 0.2 * Текущий контроль + 0.3 * Экзамен + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Базаров Т. Ю. - ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 381с. - ISBN: 978-5-534-02345-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-upravleniya-personalom-450044
  • Базаров Т. Ю. - ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 381с. - ISBN: 978-5-534-11660-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-upravleniya-personalom-445855
  • Забродин В. Ю. - СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 147с. - ISBN: 978-5-534-09952-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sociologiya-i-psihologiya-upravleniya-453410
  • Зуб А. Т. - ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 372с. - ISBN: 978-5-534-00185-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-upravleniya-449288
  • Кочеткова А. И., Кочетков П. Н. - ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 437с. - ISBN: 978-5-9916-7962-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/prikladnaya-psihologiya-upravleniya-450440

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Базаров, Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Управление персоналом», «Менеджмент организации» / Т.Ю. Базаров. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 239 с. - ISBN 978-5-238-01500-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028830
  • Кочеткова А.И., Кочетков П.Н. - ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2017 - 437с. - ISBN: 978-5-9916-7962-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/prikladnaya-psihologiya-upravleniya-393418