• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Мировоззренческие системы Востока

Статус: Курс обязательный (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Зелтынь Андрей Владимирович, Фесюн Андрей Григорьевич
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках данной дисциплины комплексно будут рассмотрены различные аспекты основных вероучений, религиозных представлений и традиций, а также ключевые концепции философской и общественной мысли в дальневосточном и ближневосточном регионах. Особое внимание будет уделяться взаимопроникновению религиозно-философских традиций различных регионов, в результате чего у студентов будет сформировано целостное представление о мировоззренческих системах Востока. Студентам для ознакомления с культурными и творческими индустриями предлагается к использованию онлайн курс "Cultural and creative industries"(https://www.coursera.org/learn/cultural-creative-industries?=).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студентов целостное представление о мировоззренческих системах Востока.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Конфуцианство
    - Китай (Конфуций, «Беседы и суждения»; категории - сыновняя почтительность, гуманность/человеколюбие, ритуал/порядок вещей в обществе) Космологическая теория (5 постоянств; 5 элементов…) - Мо-цзы, Мэн-цзы, Сюнь-цзы
  • Легизм
    - Направления (Шан Ян, Шэнь Бухай, Хань Фэй) - Ли Сы
  • Синкретизм государства, космоса, общества
    - Политизация мировоззрений («Люйши чуньцю», «Шелковые манускрипты», «Гуаньцзы», «Чжуанцзы», «Хуайнаньцзы») - Ханьские истории (Сымя Цянь) - Конфуцианство как государственная ортодоксия (ханьский синтез; отношения Конфуцианства с Легизмом)
  • Появление Буддизма
    - «завоевание Китая Буддизмом» (теории «обращение варваров», «изучение таинственного» соревнование между Буддизмом и Даосизмом (добавления в даосский канон) появление Буддизма (основные положения; нирвана; Три Тела Будды)
  • Ранний Буддизм в Китае и школы
    - Ханьский буддизм (I – нач. IV вв.) - Буддизм Троецарствия (220-280) - Буддизм в У (220-284) - Буддизм в Западной Цзинь (265-300) - Периодизация раннего Буддизма в Китае (Кумараджива; концепция пустотности в Махаяне; эксцентрики) - Буддизм в Цзянгане и на юго-востоке 320-420) - Факторы появления первых «школ» в IV в. Придворный Буддизм - Буддизм начала V в. - Образование школ в IV в. (школа «Трех Трактатов»; школа «Только сознание»; школа Лотоса; школа Хуаянь) - Гонения на буддизм
  • Ранний Буддизм в Корее и Японии
    - контакты с Китаем; образование (хваран) - Вонхё - школы (Йогачара, Попсан, Майтрея) - причины успеха Буддизма в Японии - борьба сторонников Синтоизма и Буддизма по вопросу официального признания Буддизма. - 6 школ эпохи Нара (Санрон, Хоссо, Кэгон, Куся, Дзёдзицу, Риссю); важнейшие сутры - Теория Шести Путей (рокудо); Кукай
  • Амидаизм
    - Идея 3 периодов после нирваны Будды: сёбо, дзобо, маппо. Возникновение плеяды буддийских деятелей, проповедовавших идею полагания на силу Будды (тарики). Популяризация буддизма, нэмбуцу, вера. Распространение учения на всех, включая женщин. - «Сутра Будды бесконечной жизни»; Шань-дао– комментарии - Корея: верование в Амитаюса распространилось во времена объединения страны - Способ избежать страданий на Шести Путях ― определить место, превосходящее их все: Западный Рай будды Амида. 7–й метафизический уровень ― выше и вне исходных 6–ти; географическое место нирваны (исходные 6 ― сансара); 4 новых уровня (к 6–ти): шравака, пратьекабудды, бодхисаттвы, будды - Конец эпохи Хэйан ― социальные беспорядки (Куя, Гэнсин, Рёнин; Хонэн; Иппэн; Синран)
  • Чань – Сон - Дзэн
    - Дхьяна ― интегральная часть и хинаянских, и махаянских систем; впервые практика медитативного созерцания стала основой целой школы в Китае (как протест против схоластики буддизма севера страны); неверно искать просветленность вне себя, или в ином мире. - Чань ― много школ; группы вокруг учителя, его роль в передаче учения (Будда на Вершине Коршунов – Кашьяпа). Бодхидхарма - Отвержение всех письменных источников и авторитетов; отказ от передачи словами; ударение на моральной стороне, а не интеллектуальных достижениях; внимание к индивидуальному учителю, воплощению Истины. - Учение о воздаянии или наказании в следующей жизни (карма) в Чань отходит на второй план, а на первый выдвигается идея «отсутствия Я» (муга) Северный и Южный Чань (Линьцзи, Цаотун) Корея: «Девять школ» буддизма Сон IX-X вв. - Япония (школа Риндзай, Эйсай, коаны; школа Сото, Догэн, сидячая медитация)
  • Нео-конфуцианство, нео-синтоизм; христианство
    - Мировоззренческие тенденции эпохи Сун (960-1279); Даосизм - Возрождение Когфуцианства в Китае около 1000 г. («5 философов») - Чжу Си – жизнь и учение - Ван Янмин и его школа - Корея: 5 ученых; Академия Белого Оленя - Япония: Конфуцианство не имело миссионеров; когда пришла 2-я волна конфуцианства, ее также несли буддисты (в основном – дзэн); их монастыри стали центрами конфуцианских исследований. - Нео–конфуцианская ортодоксия ― творение как ученых, так и спонсорство государства; она получила возможность развития, отсутствовавшую во времена беспорядков (Хаяси Радзан, Каибара Эккэн, Накаэ Тодзю, Ямага Соко)
  • Христианство
    Китай (Matteo Ricci (1552–1610) Корея: с 17 в. (католицизм, протестантизм) Япония: Франциск Ксавье (1506–1552); Луиш Фроиш (1532–). Восстание в Симабара (1637–1638) Св. Николай (Иван Дмитриевич Касаткин, 1836–1911).
  • Три компонента, три источника мировоззрения арабов
    - Коран и сунна пророка. - Античная философия (Платон и Аристотель). - Иудейская и христианская философские системы. Добавим четвертый: племенные традиции (адаты и таклиды), бедуинский мистицизм и героический эпос.
  • Племя и клан
    Что мы знаем о мировоззрении кочевых и оседлых арабов доисламского периода? Христиане – несторианцы, зороастризм, манихейство и маздакизм. Адаты и кровная вражда. Дихотомия воина – воин – одиночка великой пустыни и монолит кланово – племенной общины. «Бабушкины сказки» и странствующие поэты на страже «морального облика» члена арабской общины Аравийского полуострова.
  • Рационализм исламской умеренной (мейнстрим) философии.
    - Антропологизм гносеологии ислама. Сотворение мира во благо. Идея единства и всемогущества Аллаха. Соображения целесообразности – ислам – Фома Аквинский - Гегель – Маркс. Пять столпов и психопрактические упражнения – наследие предыдущих и влияние на последующих: идея взаимности в общении с всевышнем (принцип контракта) – не отдашь богу богово, не получишь мирского в достатке. «Кабус-намэ» и имущественная дискриминация хаджа – мудрость создателя или клановая традиция?
  • Суфизм и общественное сознание арабов – мусульман.
    Поиск смыслов и мистический нарратив. Культ авторитета носителя сакрального знания. Суфийские притчи и их значение для городской и сельской культуры арабов. История Ходжи Насреддина – городской роман или философские заповеди?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Посещаемость
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.4 * Посещаемость + 0.6 * Эссе
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Lewis, B. (2010). Faith and Power : Religion and Politics in the Middle East. Oxford University Press.
  • История этических учений : учебник для вузов, Гусейнов, А. А., 2003

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н.э.- XXI в.), Переломов, Л. С., 2009