• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Особенности электорального поведения

Статус: Курс по выбору (Реклама и связи с общественностью)
Направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 4-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

В последнее время все чаще возникает необходимость не только изучать сиюминутные настроения избирателей, выраженные в рейтингах политиков и политических партий, но и понимать глубинные механизмы электорального поведения граждан. Дисциплина «Особенности электорального поведения» знакомит студентов с подходами к изучению электорального поведения, в частности, с социологическим и социально-психологическим направлениями исследований. Студенты узнают, от чего зависит политический выбор человека и как выявить различия в политических предпочтениях, от чего зависит активность участия в выборах и какую роль в этом играют установки и стереотипы и т.д. В рамках курса предусмотрены как традиционные, так и инновационные формы проведения занятий, в том числе лекции, семинары, анализ кейсов, решение ситуационных задач, проведение социологических исследований и др.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является изучение различных аспектов электорального поведения граждан, которое представляет собой совокупность действий, связанных с их участием в местных или общенациональных выборах, в референдумах и иных формах политического волеизъявления.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать историю становления и развития теоретико-методологических исследований электорального поведения, знать основы социальной диагностики, прогнозирования и моделирования электорального поведения, владеть знаниями науки о географических особенностях голосований.
  • Владеть современными методами сбора, обработки и анализа информации, связанной с электоральными процессами и электоральным поведением. Знать приемы обобщения и кластеризации участников избирательного процесса, уметь анализировать ресурсную базу. Уметь применять проводить корреляционный и регрессионный анализ, факторный анализ, использовать метод кейс-стади.
  • Знать особенности российских теоретических подходов к изучению электорального поведения. Знать возможности применения западных электоральных теорий в российских условиях. Уметь проводить анализ социокультурных факторов голосований, а также сравнительный анализ территориальной дифференциации голосований в различных регионах.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Электоральное поведение как объект исследования.
    Электоральное поведение как форма участия населения в политике. Электоральное поведение граждан как массовое поведение, определяющее судьбу страны или региона. Подходы к определению электорального поведения. История развития исследований электорального поведения в России и за рубежом. Социологический подход американских ученых в середине XX в. Ресурсная теория электорального поведения. Социально-психологический подход к изучению электорального поведения. Теория партийной идентификации. Модель рационального выбора. Влияние экономических факторов и теория ретроспективного голосования. Что такое электоральная география? Исследование факторов, определяющих территориальную дифференциацию электорального поведения.
  • Тема 3. Электоральное поведение россиян.
    Специфика теоретических исследований в области изучения электорального поведения в России. Применение зарубежной методологии электорального анализа в российских условиях. Возможности и ограничения западной методологии электорального поведения в России. Первичные и вторичные источники информации. Интернет как источник информации об электоральном поведении.
  • Тема 2. Методология изучения электорального поведения.
    Общенаучные методы в исследовании электорального поведения. Количественные и качественные методы в электоральном анализе. Социологические методы и данные социологии в электоральных исследованиях. Выборы как предмет электорального анализа.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Практическое задание.
    В итоговую формулу включается среднее арифметическое за все практические задания, выполняемые в рамках семинаров. Оценка округляется в большую сторону до целого (т.е. в пользу студента), начиная от 0,6. В случае если оценка имеет 0,5 и ниже, округление до целого происходит в меньшую сторону. При этом оценки до 4 баллов (т.е. 3,9 баллов и ниже) в большую сторону (до 4 баллов) не округляются. Округление оценки в большую сторону возможно, начиная с 4 баллов и выше.
  • неблокирующий Экзамен.
    Содержание вопросов и практических заданий совпадает с содержанием разделов дисциплины.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.4 * Практическое задание. + 0.6 * Экзамен.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • King, G., Keohane, R. O., & Verba, S. (1995). The Importance of Research Design in Political Science. American Political Science Review, (02), 475. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.apsrev.v89y1995i02p475.481.09
  • Рой О. М., Киселева А. М. - ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 205с. - ISBN: 978-5-534-12078-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/issledovaniya-socialno-ekonomicheskih-i-politicheskih-processov-praktikum-446799
  • Социология общественного мнения : учебник / Е.В. Тихонова, Е.Г. Бунов. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 274 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/24742. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/924697

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Артемьева О. А. - КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 152с. - ISBN: 978-5-534-08999-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/kachestvennye-i-kolichestvennye-metody-issledovaniya-v-psihologii-437660
  • Байбородова Л. В., Чернявская А. П. - МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 221с. - ISBN: 978-5-534-06257-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-i-metody-nauchnogo-issledovaniya-437120
  • Кынев Александр Владимирович. (n.d.). Электоральный популизм на российских выборах. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2felektoralnyy-populizm-na-rossiyskih-vyborah
  • Оганян К. М. - МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 299с. - ISBN: 978-5-534-09590-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-i-metody-sociologicheskogo-issledovaniya-434398
  • Политический текст: психолингвистический анализ воздействия на электорат : монография / Е.А. Репина ; под ред. В.П. Белянина ; предисл. В.А. Шкуратова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 90 с. — (Научная мысль). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1016614
  • Психология массовых коммуникаций : учебник / А.М. Руденко, А.В. Литвинова; под ред. А.М. Руденко. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 303 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — https://doi.org/10.12737/23673. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/792707