• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Качественные методы в коммуникационных исследованиях

Статус: Курс по выбору (Реклама и связи с общественностью)
Направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 4-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Несмотря на возросшую популярность применения количественных методов и инструментов для работы с Big Data в коммуникационных исследованиях и PR-кампаниях, качественные методы как и прежде позволяют получить дополнительные инсайты в рамках исследования и содержательно насытить результаты количественного этапа. Цель данного курса заключается в том, чтобы представить студентам весь спектр качественных методов, применяемых в коммуникационных исследованиях сегодня. В рамках данного курса студенты не просто познакомятся с методами фокус-групп и интервью, но также приобретут практические советы по реализации этих методов для коммуникационных задач и извлечения из них содержательных инсайтов. На данном курсе студенты будут изучать данные методы согласно философии «learning by doing», то есть сразу применять эти методы в рамках практических заданий на искусственных примерах и анализировать релевантность применения данных методов, их ограничения и возможности. В совокупности студенты получат инструменты качественных исследований, не охваченные на основных курсах специализации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с широким спектром методов в качественных коммуникационных исследованиях; получение студентами практических навыков в применении современных качественных методов и подходов в исследованиях в профессиональной деятельности;
  • умение применять результаты исследований с использованием качественных методов в профессиональной деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет сопоставлять бизнес-задачи и методы качественных исследований
  • Знает основные характеристики методов качественных исследований
  • Знает основные подходы к проведению интервью и фокус-групп
  • Умеет проводить интервью и фокус-группы
  • Умеет самостоятельно разрабатывать проективные упражнения
  • Умеет писать гайды для интервью и фокус групп
  • Умеет обрабатывать и интерпретировать результаты проективных упражнений
  • Обладает навыками модерации
  • Умеет общаться с разными типами участников
  • Владеет инструментами проектирования CJM
  • Умеет анализировать и интерпретировать результаты CJMN
  • Знает определение, принципы JTBD
  • Умеет анализировать результаты и предлагать идеи продукта для бизнеса
  • Знает понятие знаковых систем
  • Может сопоставить семиотический метод задачам бизнеса
  • Умеет применять семиотический метод для решения соответствующих ему бизнес-задач
  • Умеет применять креативные методы для решения бизнес-задач
  • Знает понятие инсайта и типы инсайтов
  • Умеет разрабатывать концепции позиционирования
  • Владеет навыками организации и проведения воркшопов
  • Знает правила, инструменты и упражнения
  • Умеет подбирать методологию для разных бизнес-задач
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Бизнес и качественные исследования; обзор методологий
    Введение в курс. Применение качественных исследований в бизнесе и профессиональной среде. Когда нужны качественные исследования, а когда нет. Значение качественных методов в коммуникационных исследованиях и разработке новых продуктов. Какие существуют методы в качественных исследованиях. Какие методы используются для каких целей. Характеристика каждого метода (ГИ, ФГД, этнографический метод, онлайн-этнография и др.).
  • Глубинные интервью и фокус-группы
    Глубинные интервью. Определение. Разновидности глубинных интервью. Преимущества и недостатки использования метода. Применение метода. Фокус-группы: определение. Разновидности фокус-групп. Преимущества и недостатки использования метода. Применение метода.
  • Проективные упражнения; написание гайда
    Зачем нужны проективные упражнения. Когда необходимо применять проективные упражнения. Вербальные проективные методики. Невербальные проективные методики. Проблемы обработки и интерпретации данных. Самостоятельная разработка проективных упражнений. Написание гайда.
  • Анализ проективных упражнений
    Подходы к анализу проективных упражнений.
  • Модерация
    Навыки модератора. Эмпатия как условие модерирования и понимания респондента. Модерация глубинных интервью. Модерация групповых исследований. Групповая динамика. Типы респондентов. Общение с разными типами участников. Модерирование глубинных интервью. Модерирование фокус-группы.
  • Customer Journey Map
    Понятие Customer journey (map). Когда необходимо использовать CJM в бизнесе и в профессиональной деятельности. Основные правила и элементы CJM. Проектирование CJM. Инструменты проектирования CJM: оффлайн и онлайн. Анализ пути пользователя. Результаты проектирования пути.
  • Jobs-to-be-done
    Описание модели Jobs-to-be-done: определение, принципы. Когда необходимо применять JTBD. Преимущества и ограничения. User story vs Job story. Определение “работ”. Этапы JTBD. Правила проведения интервью. Поиск решений. Анализ результатов. Превращение идеи продукта в бизнес.
  • Семиотический метод. Введение
    Когда применяется и какие задачи решает. Понятие знаковых систем. Денотация и коннотация. Бинарные оппозиции. Коды культуры.
  • Семиотический метод. Применение
    Динамика культуры. RDE модель кодов культуры. Тренды культуры. Семиотический квадрат.
  • Креативные методы
    Понятие креативных исследований. Принципы креативных исследований. Применение результатов и ориентация на бизнес.
  • Инсайт и его место в концепции
    Понятие инсайта. Конструкция инсайта. Типы инсайтов.
  • Разработка концепции
    Что такое ответ бренда и как его формулировать. Место инсайта в концепции позиционирования.
  • Воркшопы
    Определение воркшопа. Смысл проведения воркшопов для бизнеса и профессиональной деятельности. Проведение воркшопов: правила, техническая сторона, инструменты и упражнения.
  • Итоговый практический семинар
    Итоговый практический семинар, на котором студенты на кейсах учатся подбирать методологию для разных бизнес-задач из палитры методов, которыми овладели во время курса.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на лекциях и семинарах
  • неблокирующий Итоговый проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Активность на лекциях и семинарах + 0.5 * Итоговый проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Desai, P. (2002). Methods Beyond Interviewing in Qualitative Market Research. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=251305
  • Saldaña, J. (2011). Fundamentals of Qualitative Research. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=355780
  • Walle, A. H. (2015). Qualitative Research in Business : A Practical Overview. Newcastle upon Tyne, United Kingdom: Cambridge Scholars Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1014736

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Carson, D. (2001). Qualitative Marketing Research. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=593394