• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Проектно-исследовательский семинар

Статус: Курс обязательный (Цифровая трансформация образования)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Медведева Прапион Мнацагановна
Прогр. обучения: Цифровая трансформация образования
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Программа проектно-исследовательского семинара "Системный подход в проектах цифровизации" нацелена на формирование и развитие навыков системного мышления, а также практических навыков применения методологии системного подхода в проектах цифровизации образования и закрепление знаний дисциплины "Системный подход к изменениям в образовательной среде" через проектные занятия.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие практических навыков применения методологии системного подхода в проектах цифровизации образования и закрепление знаний дисциплины «Системный подход к изменениям в образовательной среде» через проектные занятия.
  • Формирование системного представления о том, каким образом обеспечивать разработку и создание целевого продукта/сервиса проекта в срок и с минимально задействуемыми ресурсами, каким образом организовать людей в предприятии, как провести организационные изменения и как ставить стратегические цели.
  • Формирование понимания способов сочетания и связей между Agile, Lean 2.0, Kanban, лидерством и т.п.; понимания зачем нужно использовать issue tracker и почему он используется сегодня чаще, чем ПО проектного управления, а также особенностей современных практик инженерии человеческого капитала.
  • Формирование способности применять системное мышление в менеджменте
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает роль и место системного мышления в ряду других мышлений, происхождение современной версии системного мышления из инженерии
  • Умеет определить целевую систему и составить её функциональное и конструктивное разбиение
  • Умеет выбрать модель жизненного цикла для своего проекта
  • Умеет пользоваться системной схемой проекта
  • Умеет выбрать практику управления работами
  • Умеет планировать развитие
  • Умеет нарисовать диаграмму Архимейта
  • Умеет готовить и рисовать диаграмму стратегий
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1: Как научиться системному мышлению
    Место системного мышления среди других мышлений. Отношение к терминологии: множественность терминов.
  • Тема 2: Система и её окружение
    Воплощение системы, роли и интересы: понятие воплощения системы; ролевые интересы, оценки интересов, намерения. Системное разбиение: понятие системы; разнообразие видов целевых систем; потребности, требования, ограничения (архитектура); системы систем, сложностность. Целевая система и надсистема: признаки целевой системы; признаки надсистемы. Разбор типовых ошибок. Множественность описаний. Базовые разбиения: функциональное, конструктивное, пространственное. Описание системы. Понятие требований и работа с требованиями. Понятие архитектуры и работа с архитектурой.
  • Тема 3: Обеспечение жизненного цикла
    Понятие жизненного цикла: жизненный цикл 1.0 и жизненный цикл 2.0. Системная схема проекта Управление жизненным циклом: V-диаграмма; управление по контрольным точкам; управление конфигурацией.
  • Тема 4: Управление работами
    Операционное управление: управление потоками; процессы, проекты, программы; кейсы; DEMO. Тренды в операционном управлении: объединение труда; уход от засилья процессного подхода; особенности управления разработкой.
  • Тема 5: Развитие и совершенствование
    Развитие: научиться делать что-то новое/по-новому. Развитие: постановка практик. Гранулярность и модульность как ключ к развитию. Совместимость практик Практики: моды и поветрия. Пирамида абстракции: чеклисты для окружения практик. Практики системного менеджмента. Моды и поветрия. Тренд в развитии практик: автоматизация, вплоть до полной Развитие: постановка практик. Оргвозможность как результат постановки практики. Постановка практики как шаг развития. Циклы развития и совершенствования. Постановка практик. Цикл Бойда (сражения с конкурентами), цикл Дёминга (управление качеством), POOGI (process of on-going improvement, ускорения хода работ), цикл lean startup.
  • Тема 6: Инженерия и архитектура предприятия
    Архитектура предприятия (образовательной организации). Практика инженерии предприятия. Практика архитектуры предприятия. Архитектурные подходы. Основные архитектурные подходы. Архитектурная деятельность. Виды моделей предприятия. Архимейт. Почему Архмейт, три его уровня. Стиль моделирования SysArchi. Свободный архитектурный моделер Archi. Как описать деятельность? С чего начинать архитектурное моделирование. Язык системного моделирования SysMoLan.
  • Тема 7: Стратегирование
    Стратегия и стратегирование. О целеполагании. Что такое стратегия и стратегирование? Тест на стратегию («что мы немедленно прекращаем делать»). Практика представление стратегии в Архимейт. Целеориентированная инженерия требований. Внешние проектные роли, интересы, предпочтения, цели, принципы, контрольные точки. Стратегия и её реализация в архитектуре предприятия на материале групповых проектов цифровизации образовательных организаций. Альтернативные варианты записи стратегий Стратегическое дерево Голдратта. Генератор бизнес-моделей Остервальдера.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Решение задач
  • неблокирующий Создание диаграмм
  • неблокирующий Презентация стратегии для проекта цифровой трансформации образования
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Одисциплина = 0,3·Оэкзамен + 0,7·Отекущий
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bond, O., Corbett, G. G., Chumakina, M., & Brown, D. (2016). Archi : Complexities of Agreement in Cross-Theoretical Perspective (Vol. First Edition). Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1336226

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Combining ArchiMate with Other Standards and Approaches. (2017). Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.ris.utwente.nl.publications.f5ff2b45.f610.4cac.a725.3b08f53681bd
  • Kalugin, Y. B. (2017). Reasons of delays in construction projects. Magazine of Civil Engineering, 74(6), 61–69. https://doi.org/10.18720/MCE.74.6
  • María Mojarro-Magaña, Jesús Everardo Olguín-Tiznado, Jorge Luis García-Alcaraz, Claudia Camargo-Wilson, Juan Andrés López-Barreras, & Rubén Jesús Pérez-López. (2018). Impact of the Planning from the Kanban System on the Company’s Operating Benefits. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.407ABA81
  • Optimal adaptive Kanban-type production control. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.58684364
  • Strategy on a Page: An ArchiMate-based tool for visualizing and designing strategy. (2018). Intelligent Systems in Accounting, Finance and Management, 25(2), 86–102. https://doi.org/10.1002/isaf.1423
  • В. Коваленко В., А. Клочков Я., & Т. Левина А. (2017). Автоматизация основных функций систем менеджмента качества. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B04C8D17
  • Чепракова Татьяна Николаевна, & Наздрачева Анна Эдуардовна. (2017). Автоматизация управленческого учета. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EFF7FC29