Магистратура
2020/2021
Маркетинг и логистика в энергетической компании
Статус:
Курс по выбору (Стратегический менеджмент в топливно-энергетическом комплексе)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
2-й курс, 2 семестр
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Афанасьев Михаил Владимирович,
Мелёхин Вячеслав Дмитриевич
Прогр. обучения:
Стратегический менеджмент в топливно-энергетическом комплексе
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящен актуальным проблемам развития логистики в сфере энергетического бизнеса в нефтегазовой отрасли, в системах газоснабжения и на промышленных предприятиях. Отличительной особенностью данной работы является комплексное рассмотрение технико-технологических, организационных и социальных аспектов при становлении энергетического бизнеса.
Цель освоения дисциплины
- Основной целью, является получение слушателями знаний в области логистики, а также формирование комплекса знаний и навыков, способствующих разработке и применению на практике наиболее эффективных стратегий маркетинга для формирования и воспроизводства спроса на товары и услуги нефтегазового комплекса. В процессе курса, слушатели развивают понимание основ логистики и маркетинга в энергетике на примере нефтегазового комплекса, рассматривают различные стратегии закупочной и распределительной логистики, маркетинга нефтепродуктов. В рамках дисциплины предусмотрена практическая работа, направленная на развитие методологических навыков сравнительного анализа.
Планируемые результаты обучения
- Знать современные проблемы управления логистикой в НГК. Уметь использовать терминологию в области логистики НГК. Понимать основные подходы к решению проблем в сфере управления логистикой НГК
- Знать основные особенности закупочной логистики, логистики распределения и сбыта. Уметь анализировать и выявлять проблемы в этих обрастях
- Знать структуру затрат по логистическим цепочкам. Понимать особенности логистических схем нефте- газодобывающих, перерабатывающих, транспортных и сбытовых предприятий НГК. Вопросы качества и экологический безопасности
- Знать и использовать на практике основные подходы к повышению эффективности управления цепями поставок
- Знать и уметь использовать подходы и передовые методы повышения эффективности логистических схем в российских и зарубежных компаниях.
- Знать основные особенности проведения маркетинговых стратегий на ранках газа, нефти и нефтепродуктов. Уметь использовать цифровые технологии в маркетинговой стратегии нефтегазовой компании
- Уметь разрабатывать маркетинговые стратегии на оптовых и розничных рынках нефтепродуктов в России и зарубежом.
- Знать особенности маркетинга при реализации его процедур в деятельности различных предприятий НГК
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Современные проблемы управления логистикой в нефтегазовом комплексеОсобенности организация логистики нефтегазовой отрасли и требования к построению цепочки поставок.
- Тема 2. Закупочная логистика, логистика распределения и сбытавнедрение логистических систем в целях повышения уровня организации управления комплексом на основе более качественного сервисного обеспечения нефтедобывающих предприятий. Производственная и сервисная логистика.
- Тема 3. Транспортная логистика и логистика запасовОсновные затраты, которые компания вынуждена делать в связи с созданием и содержанием запасов на собственных или арендованных складах. Проблема неликвидов. Сокращение потерь и времени при доставке нефти и нефтепродуктов до потребителей
- Тема 4. Стратегическое управление цепями поставокОсновные принципы и методы повышения эффективности управления цепями поставок. Проблема сокращения издержек.
- Тема 6. Особенности маркетинга в нефтегазовом комплексеНеобходимость маркетинговых стратегий для нефтегазового бизнеса. Подбор клиентов, формирование бренда. Разработка рекламных стратегий и PR - компаний
- Тема 5. Основные направления повышения эффективности логистических систем в нефтегазовых компаниях.Подходы и передовые методы повышения эффективности логистических схем в российских и зарубежных компаниях. Внешние ограничения и риски
- Тема 7. Сущность, задачи маркетинга на В2В и В2G рынках, цифровой маркетинг.Основные особенности проведения маркетинговых стратегий на ранках газа, нефти и нефтепродуктов. Цифровой маркетинг - как главный тренд развития эффективности деятельности компании
- Тема 8. Маркетинг нефтепродуктов, специфика маркетинга в сфере услугПостроение маркетинговых стратегий на оптовых и розничных рынках нефтепродуктов. Особенности проведения маркетинговых стратегий на внутреннем и внешних рынках. Региональные особенности.
Элементы контроля
- домашнее задание
- экзамен1. Требования к экзамену: Форма экзамена: Экзамен проводится в письменной форме (тест, эссе, решение кейса) с использованием асинхронного прокторинга. Асинхронный прокторинг означает, что за всеми действиями студента во время проведения экзамена будет “наблюдать” компьютер. Процесс проведения экзамена записывается, анализируется искусственным интеллектом и человеком (проктором). Пожалуйста, будьте внимательны и чётко следуйте инструкциям! Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе StartExam, онлайн платформе для проведения тестовых заданий различного уровня сложности. Ссылка на прохождение экзаменационного задания будет доступна студенту в РУЗ. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://eduhseru-my.sharepoint.com/:b:/g/personal/vsukhomlinov_hse_ru/EUhZkYaRxQRLh9bSkXKptkUBjy7gGBj39W_pwqgqqNo_aA?e=fn0t9N Для участия в экзамене студент обязан: Подготовить документ, удостоверяющий личность (паспорт, разворот с именем и фотографией) для идентификации перед началом выполнения экзаменационного задания; Проверить работу видеокамеры и микрофона, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); Подготовить необходимые для выполнения экзаменационных заданий инструментов (ручка, листы бумаги, калькулятор и т. д.); Отключить в диспетчере задач компьютера иные приложения, кроме браузера, в котором будет выполняться вход на платформу StartExam. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 7 дней до даты проведения экзамена проинформировать об этом преподавателя или сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзаменах. Во время экзамена студентам запрещено: Выключать видеокамеру, микрофон; Пользоваться конспектами, учебниками, прочими учебными материалами; Покидать место выполнения экзаменационного задания (выходить за угол обзора камеры); Отводить взгляд от экрана компьютера, рабочего стола; Пользоваться умными гаджетами (смартфон, планшет и др.); Привлекать посторонних лиц для помощи в проведении экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; Вслух громко зачитывать задания. Во время экзамена студентам разрешено: Использовать бумагу, ручку для ведения записей, расчетов; Использовать калькулятор для расчетов. Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam не более 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam более 1 минуты. Долговременное нарушение связи во время экзамена является основанием для принятия решения о прекращении экзамена и выставление оценки “неудовлетворительно” (0 по десятибалльной шкале. В случае долговременного нарушения связи с платформой StartExam во время выполнения экзаменационного задания, студент должен уведомить об этом преподавателя, зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- ANCA, V. (2019). Logistics and Supply Chain Management: An Overview. Studies in Business & Economics, 14(2), 209–215. https://doi.org/10.2478/sbe-2019-0035
- Igbal A. Guliyev, Igor I. Litvinyuk, Elnur T. Mekhdiev, Victor N. Bondarenko, & Alexandr S. Vereshchagin. (2018). Establishment and Marketing of New Oil Benchmarks in the Structure of Global Oil and Oil Products Mercantile Trade: the Russian Case. International Journal of Energy Economics and Policy, (2), 95. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eco.journ2.2018.02.12
- Kuzmin Oleh Ye., Telishevska Olha B., & Ovcharuk Vadym V. (2017). Foreign Experience in Formation and Management of Procurement Logistics Costs of Enterprises. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9D35FA22
- Mikuličić, J. Ž., & Dundović, Č. (2017). The Role of logistics in the exploitation of crude oil from the seabed. Scientific Journal of Maritime Research, 31(2), 151–156. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=129564347
- N., A., & Divyashree, M. S. (2019). Environmental Friendly Supply Chain Management - A Perception Analysis. Journal of Supply Chain Management Systems, 8(2), 45–51. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=138765370
- PR Newswire. (2018, May 4). Oil & Gas Equipment & Services Stocks’ Research Reports Released on Andeavor Logistics, Archrock, Baker Hughes, and Recon Technology. PR Newswire US. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bwh&AN=201805040710PR.NEWS.USPR.IO86454
- Procurement practices influencing service delivery : A case of TNK-BP Oil & Gas Company in Russia. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A41EB665
- ROSE, P. (2006). Joint marketing of natural gas : competition law issues. Ampla Yearbook, (2006), 392. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsaup&AN=edsaup.20082604
- Мискевич, Е. (2014). Особенности Реализации Маркетинга На Рынке В2в. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.238F4AAD
Рекомендуемая дополнительная литература
- Cabestany de la Cruz, S. (2011). Modelling of stock control and supply chain for a multi-national company (Hydrasun) in the oil & gas sector. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.117EECBE
- Compilation of selected energy-related legislation : oil, gas, and nonnuclear fuels, including Petroleum Marketing Practices Act ... / prepared for the use of the Committee on Commerce, U.S. House of Representatives. (1997). Washington : U.S. G.P.O. : For sale by the U.S. G.P.O., Supt. of Docs., 1997. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsgpr&AN=edsgpr.000468899
- Kyamran Kerimov. (2014). Azerbaijan’s Oil Products Marketing. Ukrainian Journal Ekonomist, (2), 48. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.uje.journl.y2014i2p48.50
- Mirsalehi, P. (2014). Project Management for the Oil and Gas Industry: A World System Approach. PM World Journal, 3(2), 1–4. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=94331068
- Theart, A. L. M. (2014). Supply chain configurations for the oil and gas industry : a service provider perspective. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.netd.ac.za.oai.union.ndltd.org.sun.oai.scholar.sun.ac.za.10019.1.86582
- Yueh-shih Chung, & 鍾岳詩. (2008). Research of Essential Oil Products Industry Channel into Service Marketing Mix. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.TW.096TIT05682071
- Габдуллина, Л., & Липина, Е. (2014). Участие В Выставке В Сегменте В2в На Примере Компании Оао Анк «Башнефть». Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.78C9880F
- Д. Р., М. (2015). Формирование Системы Логистического Контроллинга В Буровой Компании. Oil & Gas Business, (4), 549–563. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=115960942