• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Качественные и количественные методы исследований в психологии: методы диагностики личности

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Прогр. обучения: Психоанализ и психоаналитическая психотерапия
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Курс содержит развернутый обзор основных методов качественного и количественного исследования. В части курса, посвященном качественному исследованию: В рамках блока индивидуальных опросных методов рассматриваются вопросы планирования и организации личных интервью, подготовки вопросника (гайда). Подробно разбираются особенности процедуры глубинных интервью и методических приемов, используемых для повышения эффективности опроса. Особое внимание уделяется специфике этнографического интервью с использованием видеосъемки, аудиозаписи, фотографирования. Рассматриваются также преимущества и ограничения on-line интервью. В тематическом блоке, посвященном групповым опросным методам, с точки зрения групповой динамики и социально-психологических процессов и феноменов в фокусгруппе, рассматривается особенности метода. Анализируются психологические характеристики участников фокус-группы и их влияние на процесс управление фокусгруппой (модерирование). Обсуждаются вопросы дизайна фокус-группового исследования, правила рекрутирования, специфика подготовки топик-гайда. В рамках этого тематического блока рассматриваются также разные модификации фокусгруппы, а также преимущества и недостатки on-line фокус-групп. Отдельный тематический блок посвящен экспертным опросным методам, в частности, креативным экспертным группам: брейнстормингу, дельфи, синектике. Обсуждаются вопросы формирования экспертных групп, выбора и обоснования исследовательской процедуры, приемов повышения креативности в экспертных опросах. Значительное внимание уделяется особенностям выборки и анализа данных качественного исследования. Рассматриваются уровни анализа, основные теоретические подходы и практические приемы качественного анализа вербальных и невербальных данных. Представлены основные правила подготовки отчета и презентации результатов исследования. В части курса, посвященном количественному исследованию: Представлены общие подходы и современные тенденции их развития в области статистического оценивания результатов исследования и их качественной интерпретации. Даются методологические основания, теоретический каркас методов и сами методы как в теоретическом аспекте, так и на уровне их практического применения с использованием статистических пакетов. Курс дает возможность студенту, не имеющему серьезной математической подготовки, овладеть базовыми умениями использования статистики в исследованиях, а более продвинутому студенту овладеть базовым набором методов на самом современном уровне.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с методологическими принципами и этапами проведения теоретических и эмпирических научных исследований в психологии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать: критерии научности психологического исследования; этапы проведения исследования в психологии; критерии качества научных гипотез, теоретических обзоров, эмпирических исследований; различия между основными планами эмпирических исследований; особенности количественных и качественных методов обработки данных, их возможности и ограничения; принципы интерпретации полученных данных и стандарты оформления результатов; этические принципы научных исследований и способы их реализации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Психология как наука о человеке.
    Предмет психологии и круг изучаемых ею явлений. Эволюция предмета психологии на протяжении XIX-XX веков: периоды кризисов и интеграции. Психология и «нормальная наука»: проблема критериев научности. Позитивистский идеал научности: истоки и суть. Эволюция идеала научности на протяжении XIX-XX веков: неопозитивизм и постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, М. Фейерабенд, М. Полани), постнеклассическая наука. Особенности человека как предмета психологии: количество степеней свободы, множественность форм регуляции и сложность их взаимной интеграции (опосредствование, индивидуальная специфичность), развитие, рефлексивность психологического знания.
  • Тема 2. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы психологии
    Позитивистская (естественно-научная) и альтернативная (гуманитарная, постнеклассическая) парадигмы психологии: особенности подхода к предмету познания, процессу познания, результатам познания. Примеры исследований, реализующих обе парадигмы. Понятие объективности и его эволюция (классическое и неклассическое понимание объективности). Классическая и неклассическая психология в узком и широком смысле.
  • Тема 3. Постановка проблемы исследования
    Этапы научного исследования в психологии. Постановка проблемы исследования: возможные источники. Виды исследований по проблеме: поисковое и критическое. Место теории в психологическом исследовании. Классификация теорий по уровню обобщённости. Гипотетикодедуктивный метод. Критерии хорошей гипотезы. Виды гипотез по способу их проверки. Формулировка гипотез: проблема языка (соотношение житейских и научных терминов с житейски- ми и научными понятиями). Разработка методической части исследования: выбор изучаемых феноменов, процедур измерения, условий, выборки, плана исследования, метода анализа данных, процедуры исследования. Виды публикации результатов исследования.
  • Тема 4. Теоретический обзор
    Функции теоретического обзора. Критерии качественного обзора. Состав обзора: реферат и аналитика. Варианты структурирования теоретических обзоров: теоретический, исторический, феноменологический, произвольный. Этапы создания теоретического обзора. Виды литератур- ных источников и способы их поиска. Электронные ресурсы НИУ ВШЭ и бесплатные ресурсы. Критерии оценки источников. Типичные недочёты при написании теоретических обзоров. Мета-анализ как форма обзора множества количественных эмпирических исследований.
  • Тема 5. Источники психологических данных
    Понятия переменной, случая/наблюдения (case), латентного конструкта и его операционализации. Виды переменных по отношению к гипотезам. Общее представление об основных методах сбора данных в психологии и их разновидностях: наблюдение, беседа (интервью и фокус- группы), анкетирование, архивный метод, измерение (объективные измерения, психофизика и психометрика). Выборки. Понятия выборки и генеральной совокупности. Понятие распределения. Общее представление о законе больших чисел. Нормальное распределение как параметрическое распределение: понятия среднего, дисперсии и стандартного отклонения. Свойства теоретического нормального распределения, расчёт вероятности получения индивидуального значения на основе параметров нормального распределения. Связь объёма выборки с точностью выборочных оценок на примере стандартной ошибки среднего. Общие требования к объёму выборок. Репрезентативность выборки и эффект выборки (sampling bias). Стратегии формирования выборок: случайный отбор, стратометрический (стратифицированный отбор), кластерный отбор, смешанные стратегии, методы «снежного кома», удобной выборки (convenience sample), самоотбора. Особенности добровольцев. Исследования в сети Интернет: возможности и ограничения, проблемы репрезентативности, полезные ресурсы для проведения исследований.
  • Тема 6. Проблемы измерения в психологии
    Понятие измерения, ошибки измерения, понятие шкалы. Виды и свойства шкал, понятие допустимого преобразования. Общее представление о методах психофизики и психометрики. Метод балльных оценок: виды шкал прямой оценки (графические, числовые, шкалы Ликерта). Особенности психологических измерений. Результат измерения (переменная) как непрерывная или дискретная случайная величина. Виды ошибки измерения: случайная (погрешность измерения) и систематическая (смешение). Общее представление о классической тестовой теории: понятие надёжности измерения, связь надёжности и стандартной ошибки измерения, альфа- коэффициент Кронбаха. Методы установления надёжности. Общее представление о неклассической тестовой теории (IRT) и основных моделях. Понятие валидности измерений и виды валидности измерений (по способу установления). Виды систематической ошибки (склонность к согласию, ошибка центрации, ошибка сгущения, случайные ответы, социальная желательность) и способы их контроля. Стандартизация: стандартное нормальное распределение как теоретическое нормальное распределение с параметрами (μ=0; σ=1). Процедура стандартизации, основные виды стандартных шкал в психологии. Понятие и виды тестовых норм. Процедура разработки психометрического инструмента: основные шаги.
  • Тема 7. Планы исследований 1: экспериментальные планы
    Планы исследований. Классификация планов эмпирических исследований: экспериментальные, квазиэкспериментальные, неэкспериментальные. Понятие эксперимента. Критерии и стратегия установления каузальности. Виды переменных, примеры типичных независимых и зависимых переменных в психологических экспериментах. Источники побочных переменных и способы их контроля. Виды экспериментов. Понятие идеального эксперимента, внутренней и внешней валидности эксперимента. Классификация угроз валидности исследований (по Д. Кэмпбеллу). Стратегии экспериментального контроля. Классификация экспериментальных планов: кросс- индивидуальные, интраиндивидуальные, смешанные. Нотация и основные виды эксперимен- тальных планов по Д. Кэмпбеллу: планы для 1 независимой переменной, планы для 2 и более независимых переменных (факторные планы). Общее представление о дисперсионном анализе: виды, проверяемые гипотезы, интерпретация графиков средних.
  • Тема 8. Планы исследований 2: квазиэкспериментальные и корреляционные планы
    Доэкспериментальные и квазиэкспериментальные планы (по Д. Кэмпбеллу): виды и угрозы ва- лидности. Понятие корреляционного исследования. Понятие ковариации, корреляции, корреля- ционный анализ. Коэффициент корреляции Пирсона и непараметрические коэффициенты кор- реляции. Понятие уровня значимости, размера эффекта. Планы корреляционных исследований: межгрупповые, внутригрупповые. Изучение динамических процессов: методы поперечных срезов, последовательных срезов (лонгитюд), поперечно-последовательных срезов. Особые виды корреляционных исследований. Психогенетическое исследование, понятие коэффициента наследуемости. Кросс-культурное исследование: смешение (bias) и виды эквивалентности из- мерений и способы их установления, стратегии перевода. Источники артефактов в корреляци- онных исследованиях: проблемы аггрегации данных и способы борьбы с ними (многоуровневые методы).
  • Тема 9. Анализ количественных данных 1: методы проверки гипотез
    Статистическая достоверность выводов на выборке относительно генеральной совокупности. Описательные статистики: меры разброса и меры центральной тенденции для различных видов шкал, асимметрия и эксцесс. Процедура статистического вывода: понятие статистического критерия, виды гипотез, понятия уровня значимости, ошибок I и II рода. Проблема статистической мощности анализа, её связь с методом проверки гипотез, размером эффекта, объёмом выборки, критерием принятия решений. Критерии классификации математических методов (по задаче, по характеру исходных данных, по наличию проверки гипотез). Понятия зависимых и независимых выборок. Критерии для сравнения теоретического распределения с эмпирическим (биномиальный критерий, хи-квадрат, критерий Колмогорова-Смирнова). Критерии для сравнения двух эмпирических распределений для номинативных (критерий хи-квадрат), порядковых (критерии Манна-Уитни, Уилкоксона, Краскала-Уоллиса) и интервальных шкал (критерий Стьюдента, дисперсионный анализ). Основные допущения (условия применимости) критерия Стьюдента, дисперсионного анализа.
  • Тема 10. Анализ количественных данных: методы поиска взаимосвязей
    Коэффициент корреляции. Понятие общей дисперсии переменных, коэффициент детерминации. Связь коэффициента линейной регрессии и коэффициента корреляции. Виды связей 3 и более переменных: попарная корреляция, общая причина, двойная регрессия, медиация, моде- рация. Моделирование связей двух и более наблюдаемых переменных. Регрессионные модели. Множественная регрессия: задача, виды (простая, пошаговая, иерархическая), допущения, про- верка гипотез о медиации и модерации. Путевой анализ: задача. Модели для латентных пере- менных. Эксплораторный факторный анализ: задача, допущения, основные шаги, критерии вы- деления факторов, интерпретация результатов. Анализ надёжности. Конфирматорный факторный анализ и структурное моделирование. Другие виды многомерных методов: общее представление (задача, тип исходных данных) о кластерном анализе, многомерном шкалировании, дискриминантном анализе.
  • Тема 11. Качественные методы сбора и анализа данных
    Общее представление о дескриптивном феноменологическом анализе, интерпретативном феноменологическом анализе, тематическом анализе (качественном контент-анализе), конверса- ционном анализе, дискурс-анализе, нарративном анализе и нарративном интервью, обоснован- ной теории, исследовании действием. Критерии валидности данных, полученных с помощью качественных методов, и процедуры повышения валидности. Сильные и слабые стороны коли- чественных и качественных исследований.
  • Тема 12. Смешанные исследования (mixed-method research)
    Задачи, достоинства и недостатки смешанной методологии. Способы объединения количе- ственной и качественной парадигм в рамках одного исследования или единой исследовательской программы; необходимость определения взаимного статуса двух парадигм. Примеры смешанных исследований в психологии.
  • Тема 13. Описание и публикация результатов
    Виды научных публикаций. Форматы научных статей. Требования к научной статье. Стандарты оформления научных статей. Стандарты Американской психологической ассоциации: структура научной статьи, содержание и стандарты оформления основных её частей. Отечественные стандарты: ГОСТ 7.0.5-2008 (оформление ссылок), 7.32-2001 (отчёт о научно- исследовательской работе). Структура и оформление заявки на исследование (research proposal). Принципы peer review. Критерии оценки качества теоретических работ и эмпирических иссле- дований.
  • Тема 14. Этические проблемы психологических исследований
    Этические принципы работы с респондентами-людьми и средства их реализации в научных исследованиях: процедуры информированного согласия, дебрифинг, обеспечение конфиденци- альности. Этические стандарты в психодиагностике: принципы International Test Commission. Этические стандарты научных исследований и научных публикаций и виды их нарушений: пла- гиат, самоплагиат (двойная публикация), избирательная публикация, фабрикация данных, нарушение чужих авторских прав, сокрытие истинного авторства. Этические стандарты Амери- канской психологической ассоциации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Реферат
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Реферат + 0.7 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Аналитическая психология и психотерапия : хрестоматия, Юнг, К. Г., 2001
  • Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие для вузов, Наследов, А. Д., 2007
  • Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие, Наследов, А. Д., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История психологии от античности к современности : учебник для вузов, Ждан, А. Н., 2002
  • Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 490с. - ISBN: 978-5-9916-3015-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologicheskie-osnovy-psihologii-425218
  • Методологические основы психологии : учебник для бакалавров, Корнилова, Т. В., 2012