• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Восточная Европа в XIX-XX веках: выбор пути развития"

Статус: Курс по выбору (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Горизонтов Леонид Ефремович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс сочетает совершенствование исследовательских компетенций студентов с введением в историю широко понимаемой Восточной Европы Нового и Новейшего времени. Формат восточноевропейских исследований позволяет рассматривать отечественную проблематику в комплексе с особо чувствительной для России проблематикой ее ближнего зарубежья, в том числе Центральной Европы и Балкан. На семинаре обсуждается уникальная специфика макрорегиона, его конфликтные узлы и исторические альтернативы. Повышенное внимание уделяется российско-польским отношениям, в орбиту которых вовлечены многие народы – украинцы, белорусы, литовцы, евреи.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование базовых навыков создания и редактирования научных текстов на основе понимания их миссии, структурных и языковых особенностей;
  • Знакомство с особенностями организации научного труда историка;
  • Усвоение правил профессиональной коммуникации и этики;
  • Освоение подходов к изучению Восточной Европы как макрорегиона, истории русско-польских отношений;
  • Понимание познавательного потенциала транснациональной истории, соединяющей исследование отечественной и зарубежной проблематики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать требования к научному тексту и его разновидности;
  • знать способы научной коммуникации и значение профессиональной этики;
  • знать возможности таких исследовательских направлений, как регионоведение, ментальная география, транснациональная история;
  • знать историческую специфику Восточной Европы и ключевую проблематику восточноевропейских исследований;
  • уметь применять полученные знания в письменном и устном форматах;
  • уметь осуществлять поиск информации;
  • уметь участвовать в научной дискуссии.
  • владеть навыками аннотирования и реферирования научной литературы;
  • владеть основными приемами редактирования научных текстов;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Регионоведение и ментальная география
    Пространство и время в философии и исторической науке. Территория и пространство. Специализированные и сложносоставные пространства. Дефиниция региона. Диалектика глобализации и регионализации. Классификация регионов. Цивилизационный подход в изучении макрорегионов. Регионы и государства. Взаимодействие регионов и системный подход к их изучению. Регион как воображаемое пространство. Региональная идентичность. Регионы и административно-территориальное деление. Региональные элиты и конструирование регионов. Региональные организации и региональные державы. Регионы ЕС и постсоветского пространства. Пограничья и еврорегионы. Картины мира и ментальные карты. Аксиологическое восприятие пространства. Близкое и далекое на ментальных и физических картах. Символическая, сакральная, эстетическая география, география престижа. Идеальные отечества как геополитические проекции национальных идей. Восточная Европа как ближнее зарубежье России. Представления о русской, славянской, православной, евразийской миссиях России. Доктрины Брежнева и Ельцина. Инерционность и изменчивость ментальных карт. Ментальная география как область междисциплинарных исследований. Роль историков в изучении ментальных карт.
  • Тема 2. Представления о Восточной Европе
    Ориентация по сторонам света: оппозиции Севера и Юга, Запада и Востока. Представления о Европе и ориентализм. Формирование и динамика представлений о Восточной Европе. Граница между Европой и Азией. Три «мира» Европы: славянский, германский и романский. Европеизация, евразийство и евроатлантизм. Европа в Азии, Азия в Европе. Представления о Европейской части России. Заэльбская Европа. Восточная Европа и «железный занавес». Новая и Старая Европа. Субрегионы большой Восточной Европы. Восточная, Центральная, Юго-Восточная и Центрально-Восточная Европа. Роль русско-польских отношений. Представления о центре Европы. Центральная и Срединная Европа. Историческая репутация Балкан. Аксиологические коннотации Восточной Европы. Восточная Европа на этнических, геополитических и цивилизационных разломах. Особенности отношений между близкородственными народами. Переходный характер Восточной Европы. Основные регионообразующие детерминанты Восточной Европы. Причины, определяющие важность изучения исторического пути Восточной Европы. Славяноведение, россиеведение и советология в изучении Восточной Европы. Восточноевропейские исследования как направление транснациональной истории.
  • Тема 3. Структура и организация научного исследования
    Учебный предмет и научная дисциплина. Место исследовательской работы и проектной деятельности в профессиональной подготовке историка. Ремесло и творчество историка. Учебные и квалификационные работы. Выбор темы исследования и научного руководителя. Требования к формулировке темы. Сложность и структура введения. Актуальность исследования. Определение степени изученности темы. Способы систематизации и приемы анализа работ предшественников. Постановочный блок введения. Объект, предмет, цель и задачи исследования. Место в исследовании научной гипотезы. Обоснование хронологических и пространственных рамок. Теоретико-методологические основы исследования. Критерии научной новизны. Требования к характеристике источниковой базы исследования. Видовая классификация источников и носители информации. Историографический источник. Репрезентативность источниковой базы. Общий объем работы и его распределение между структурными элементами. Способы структурирования основной части работы. Соотношение названий работы, ее глав и параграфов. Выводы глав и параграфов и заключение. Исследовательские задачи и выводы исследования. Список источников и литературы. Приложения. Правила публикации источников. Стадия поисковой темы. План-проспект. Сбор материала и подготовка текста. Последовательность работы над структурными элементами исследования. График проведения исследования. Способы регулирования трудоемкости проекта. От курсовой работы к выпускной квалификационной работе.
  • Тема 4. Реферативные жанры и плагиат
    Конспект. Аннотация. Аннотированная библиография. Тезисы докладов и их сборники. Автореферат диссертации. Реферативные обзоры. Реферативные сборники ИНИОН РАН. Основные сведения об исследовании, фиксируемые рефератом. Соблюдение заданного объема как профессиональное умение. Польза и жанровые ограничения реферативных работ. Изложение и анализ в реферате. Реферат и эссе. Реферирование в оригинальном исследовании. Опыт реферирования как первый этап овладения навыками создания научных текстов. Различение своего и чужого. Сущность плагиата. Компиляция. Правовые и профессионально-этические аспекты плагиата. Авторское право, интеллектуальная собственность. Цитирование и изложение чужого текста. Некорректное заимствование текстов и идей. Уважение прав первооткрывателя источника. Плагиат и Интернет. Электронная система выявления заимствований и ее недостатки. Борьба с плагиатом в НИУ ВШЭ. Автоплагиат. Высшая аттестационная комиссия. Общественный контроль за плагиатом: Вольное сетевое сообщество «Диссернет». Публичные расследования случаев плагиата.
  • Тема 5. Требования к тексту научной работы и его редактирование
    Естественный и научный языки. Терминология источников и понятийный аппарат современной науки. Соответствие содержания текста заявленной теме. Сокращение объема работы. Структура текста и логика изложения. Обоснованность выводов исследования. Корректность цитирования и оформления научного аппарата. Способы обозначения присутствия в тексте автора. Цель редактирования. Литературное и научное редактирование как профессиональные компетенции. Ответственный редактор, издательский редактор и корректор. Редактирование собственного и чужого текста. Редактирование коллективного труда. Редактирование перевода с иностранного языка. Цензура и автоцензура. Этапы редакторской работы. Коммуникация автора и редактора, редактора и переводчика. Вычитка корректуры и авторизация текста. Обозначение правки в тексте.
  • Тема 6. Историческая эвристика: люди и институты
    Роль личности в истории. Историческая антропология и биографика. Просопография и поколенческий подход. Классификация источников личного происхождения и соотношение различных их видов. Справочно-энциклопедическая литература. Библиографии мемуарной литературы. Справочники по генеалогии. Личные архивные фонды. Адрес-календари и послужные списки. Именные указатели в научных изданиях. Роль институтов в истории. Институциональная история. Справочная литература по государственным учреждениям и общественным организациям. Юбилейные издания. Учреждения-фондообразователи. Нормативные документы: от замысла до правоприменительной практики. Ограничения формально-юридического подхода. Делопроизводственная документация. Организация поиска в библиотеках: электронные и карточные каталоги. Поиск в архивах. Сайт Росархива. Поиск в Интернете.
  • Тема 7. Периодизация и компаративное изучение истории Восточной Европы
    Роль периодизации в исторической науке и ее место в исследовании. Объяснительные теории исторического процесса и критерии периодизации. Периодизация общая и частная. Страновая и субрегиональная специфика. Неравномерность исторического развития. Эшелоны модернизации. Раннее Новое время в Восточной Европе. Преемственность и прерывистость. Особенности переходных периодов. Переход от традиционного общества к модерному, от империй к национальным государствам, от войны к миру, от капитализма к социализму, от реализации социалистического проекта к реставрации буржуазного социума. История и современность. Историческое комментирование современных процессов. Познавательный потенциал компаративистики. Теоретико-методологические и источниковедческие императивы сопоставительного анализа. Опыт сравнительного изучения переходного периода от традиционного общества к модерному. Динамика социальных структур и типология аграрного развития. Особенности формирования наций. Споры вокруг феномена национального возрождения. Славянская взаимность в системе идентификаций. Изучение истории общественной мысли. Распад империй и становление национальных государств: акторы, режимы, национальные меньшинства, «великие идеи», расчеты с прошлым. Восточная Европа во Второй мировой войне: движение Сопротивления и коллаборационизм. Переход от капитализма к социализму. Сравнительное изучение послевоенных режимов. Советизация и ее проводники, система зависимости от СССР. Теории тоталитаризма, модернизации и конвергенции. Концепция развитого социализма. Реальный социализм и застой. Кризисы в социалистическом лагере и диссидентское движение. «Бархатные революции». Постсоциалистические транформации. Распад федераций, региональные конфликты, непризнанные государства. Участие восточноевропейских государств в интеграционных проектах. Соотношение внутренних и внешних факторов в развитии региона. Феномен «цветных революций». Декоммунизация. Политика памяти: интерпретации имперского, межвоенного и социалистического периодов. Освещение Второй мировой войны. Восточная Европа перед лицом глобальных вызовов: энергетика, безопасность, демография, бедность. Восточноевропейский антиглобализм и евроскептицизм.
  • Тема 8. Альтернативная история
    Альтернативистика и компаративистика. Отношение к «сослагательному наклонению» истории. Свобода и необходимость в историческом развитии: коридор возможностей. Телеологический подход. Эвристический потенциал изучения несостоявшейся истории. Различение реальной и мнимой альтернативности. Контрфактическое моделирование. Борьба вокруг выбора путей общественного развития и складывание традиций. Представления об упущенных возможностях и отложенная реализация альтернативного пути. Политический плюрализм и альтернативность развития. Возрастание альтернативности в переходные периоды. Альтернативы развития Восточной Европы Нового и Новейшего времени. Исторические корни еврооптимизма и евроскептицизма в Восточной Европе.
  • Тема 9. Устная презентация исследования и защита работы
    Текст и устное выступление. Ораторское искусство. Интерактивность устного выступления. Культура ведения дискуссии. Умение задавать вопросы и отвечать на них. Соблюдение регламента. Роль модератора. Основные форматы устного выступления и их значение для научной коммуникации. Доклад на конференции, участие в панельной дискуссии и круглом столе, защита исследовательского проекта. Преимущества визуализации устного выступления посредством мультимедийной презентации. Программно-техническое обеспечение для подготовки и проведения презентации. Устный ответ на семинаре и экзамене. Психологические аспекты устного выступления. Процедура защиты работ. Отработка навыков презентации, оппонирования и дискуссии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторные
  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Аудиторные + 0.2 * Реферат + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
  • ХХ век. Краткая историческая энциклопедия. Т.1: Явления века. Россия, СССР, СНГ. Страны Запада. Восточная Европа, Агеева, И. А., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Вишеградская Европа. Откуда и куда? Два десятилетия по пути реформ в Венгрии, Польше, Словакии и Чехии : монография / под ред. Л.Н. Шишелина. - М.: Весь Мир, 2010. - 568 с.: ISBN 978-5-7777-0485-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1012902
  • Неумоева-Колчеданцева Е. В. - ОСНОВЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА. КУРСОВАЯ РАБОТА. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 119с. - ISBN: 978-5-534-09443-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-nauchnoy-deyatelnosti-studenta-kursovaya-rabota-442021
  • Юго-Восточная Европа в эпоху кардинальных перемен : [монография] / [А. А. Языкова и др.] ; под ред. А. А. Языковой ; Российская акад. наук, Ин-т Европы. - Москва : Весь Мир, 2007. - 347 с. - (Серия : Старый Свет - новые времена). - ISBN 978-5-7777-0353-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1014430