• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

История урбанистики и социология города

Направление: 07.04.04. Градостроительство
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Управление пространственным развитием городов
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на формирование целостного представление об истории урбанистики и основных вехах в теоретическом осмыслении города и развитии городских исследований в культурологическом срезе городов. Слушатели освоят навыки чтения и интерпретации разных типов социологических текстов о городе, познакомятся с методами анализа различных типов городских культур и интерпретации культурологических кодов в городах. В результате освоения дисциплины слушатели научатся видеть развитие городов в широком историческом контексте ирассматривать город как сложную систему взаимосвязей, имеющую пространственные, экономические, экологические, культурные, социальные и социально-психологические аспекты.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать целостное представление об истории урбанистики и основных вехах в теоретическом осмыслении города и развитии городских исследований, а также культурологическом срезе городов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ориентируется в предыстории урбанистики
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Фюстеля де Куланжа
  • Представляет своеобразие античного города
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами К. Маркса
  • Представляет динамику развития города в контексте всемирно-исторического процесса
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Ф. Энгельса
  • Представляет своеобразие раннего промышленного города в период бурной индустриализации
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами М. Вебера
  • Представляет своеобразие исторических типов городов и, в частности, западного буржуазного города
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Ф. Тённиса.
  • Представляет основные векторы развития города в мировой истории
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Г. Зиммеля
  • Представляет своеобразие крупного современного города
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Ч. Бута
  • Имеет представления об истоках современных монографических городских обследований
  • Знает и анализирует логику проекта «городов-садов»
  • Имеет представление о плане «города-сада» Э. Говарда
  • Имеет представление о движении городских обследований, их своеобразии и их месте в истории исследований города
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом Р. Парка в анализе города и городских сообществ
  • Представляет и воспроизводит общую логику чикагских городских исследований
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами чикагской человеческой экологии
  • Представляет и сопоставляет разные версии городской экологии
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Х.У. Зорбо
  • Представляет и воспроизводит логику трансформации городских сообществ в современном мире
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Л. Вирта
  • Представляет и воспроизводит логику трансформации изолированных сообществ внутри современных крупных городов
  • Ориентируется в разнообразии и тематике городских исследований Чикагской школы
  • Имеет представление о многообразии методов, применявшихся в чикагских городских исследованиях
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом Л. Вирта для определения и анализа урбанизма
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом, аналитическими приемами и объяснительными схемами В. Беньямина
  • Воспроизводит беньяминовскую логику исследования современного города через детали
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Л. Мамфорда
  • Воспроизводит общую логику исторического процесса урбанизации
  • Анализирует функциональные и дисфункциональные стороны городского развития
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами А. Лефевра для анализа городских пространств
  • Владеет навыками критического анализа города и городского развития
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами С. Милграма
  • Имеет представление о своеобразии социально-психологического подхода к анализу современного крупного города
  • Имеет представление об истоках «ментальной картографии»
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Лос-Анджелесской школы
  • Представляет логику постмодернистской критики современного города
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами Э.Амина и Н.Трифта
  • Имеет представление о значимости и своеобразии исследования современной городской повседневности
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами М. Кастельса
  • Имеет представление о концепции глобального (информационного) города
  • Знает и оперирует терминологическим аппаратом и объяснительными схемами С. Сассен
  • Имеет представление о логике и своеобразии концепции глобального города
  • Имеет представление о сути концепции «креативного города» и диапазоне ее применимости
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ УРБАНИСТИКИ. Тема 1. Тема города в философской и социальной мысли до середины XIX века.
    Вводные замечания. Общий замысел и задачи курса. Тема города в античной философии (Платон, Аристотель). «Град земной» и «Град небесный» в христианской теологии. Рост интереса к городу как самостоятельному предмету изучения в XIX веке. Город в истори-ческих исследованиях. Нюма Дени Фюстель де Куланж: античный город и гражданская община. Своеобразие античного города.
  • Тема 2. Карл Маркс: Город и общественно-исторический процесс.
    Город и историческое развитие материального производства, разделения труда, форм соб-ственности. Меняющаяся роль города на разных стадиях общественного развития. Город в контексте изменяющихся общественных отношений. Город и цивилизация. Город и политика. Город и буржуазия: отчуждение, денежная экономика, труд, капитал, частная собственность. Коммунистическая утопия: перспективы разделения «города» и «деревни».
  • Тема 3. Фридрих Энгельс: Западный промышленный город XIX века
    Описание пространственных структур и санитарных условий в промышленных городах Англии XIX века в работе «Положение рабочего класса в Англии» (глава «Большие горо-да»). Типовая структура западного промышленного города XIX века. Рабочие кварталы и бедность. Город эпохи капитализма. Экономические условия формирования пространст-венной структуры города. Дискурс «прогулки по городу».
  • Тема 4. Макс Вебер: Город и становление буржуазного общества
    Социологическое понятие города. Город и рыночное хозяйство. Типы города. Город про-изводителей, город потребителей, торговый город, города сельскохозяйственного типа. Город в экономическом, правовом, политико-административном аспектах. Город и город-ская община. Историческое развитие городов. Западный город. Исчезновение сословных различий в западном городе, развитие буржуазии.
  • Тема 5. Фердинанд Тённис: Город и Gemeinschaft/Gesellschaft
    Gemeinschaft и Gesellschaft как основные понятия тённисовской социологии. Город в кон-тексте соотношения общностных и общественных аспектов в социальной жизни. Большой промышленный город как максимальное воплощение Gesellshaft. Ослабление и угасание общинных форм коллективной жизни в городских условиях.
  • Тема 6. Георг Зиммель: Большие города и духовная жизнь
    Большой город и современность. Проблемы большого города. Психологическая среда большого города. Большой город и развитие рефлексивного сознания (интеллектуализма). Город и денежное хозяйство. Горожанин как человеческий тип: безличность и индивиду-альность. «Чужак». Специфика социальных отношений в большом городе. Город и инди-видуальная свобода.
  • Тема 7. Чарльз Бут: Исследование бедности в Лондоне
    17-томный труд «Жизнь и труд лондонцев». Территориальная структура Лондона. Клас-сификация горожан по уровню благосостояния. Классификация занятий (отраслей). Карты бедности. Изучение религиозной жизни и деятельности церквей по городским районам. Количественная информация и материалы интервью. Конструирование «районов» для исследовательских целей. «Моральная статистика». Значение исследования Бута.
  • Тема 8. Эбенезер Говард: Концепция «города-сада»
    Книга Говарда «Города-сады будущего». Критика промышленного города. Соединение города и природы. Идеальный город Говарда: идея «города-сада». Движение за развитие городов-садов и его отзвуки в концепции нового урбанизма.
  • Тема 9. Движение «social surveys» в начале ХХ века
    Движение социальных обследований в Великобритании и США. Его связь с филантропией и социальной работой. Исследовательская и реформаторская деятельность Hull-House в Чикаго (Джейн Адамс, Эдит Эбботт, Софонисба Брекинридж). Картографирование городов. Питтсбургское обследование. Угасание движения социальных обследований на фоне развития научных эмпирических исследований городских сообществ («Мидлтаун» супругов Р. и Х. Линд, «Янки-Сити» У.Л. Уорнера).
  • Тема 10. Городская социология Чикагской школы: Город как «социальная лабора-тория» (Роберт Эзра Парк)
    «Социально-экологический» подход Р.Э. Парка, его основные характеристики. Город как «социальная лаборатория». Программа городских исследований Парка («Город: предложения по исследованию человеческого поведения в городской среде», 1915). Человеческая экология и экологические аспекты города. «Естественные ареалы» и «естественные сообщества». Город как мозаика «культурных миров». Сегрегация. Человеческая природа и город: «маргинальный человек» как антропологический тип. Город и современность.
  • Тема 11. Городская социология Чикагской школы: «Городская экология» (Эрнест У. Бёрджесс и Родерик Д. Маккензи)
    «Городская экология» как направление в исследованиях города. Основные экологиче-ские понятия для описания и анализа городских сообществ. Исследование города Колам-буса (Р.Д. Маккензи) как ранний образец экологического исследования города. Экологи-ческая модель «роста города» Бёрджесса. Концентрическая модель зонирования город-ского пространства. Другие модели расположения городских зон. Город и hinterland. Раз-ные версии «городской экологии». Картографический метод. Опыт зонирования и выде-ления естественных сообществ в городе Чикаго. Соседства.
  • Тема 12. Городская социология Чикагской школы: судьба сообществ в современном большом городе (Харви У. Зорбо)
    Классическое исследование Х.У. Зорбо «Золотой берег и трущобы». Феномен сегрегации. «Естественные ареалы» и «культурные сообщества». Проблема возрождения «сообществ» в городах. Исчезновение «культурных сообществ» в условиях современного большого города. Физическая близость и социальные дистанции.
  • Тема 13. Городская социология Чикагской школы: Городские «гетто» (Луис Вирт)
    Классическое исследование Л. Вирта «Гетто». Еврейское гетто как прототипический случай гетто. Механизмы образования и сохранения гетто. Механизмы исчезновения гетто. Юридические, экологические, экономические, политические, культурные и социально-психологические аспекты геттоизации. «Внутренние города» и трущобы.
  • Тема 14. Чикагская школа: Город как мозаика «миров» (Нельс Андерсон, Пол Г. Кресси, Уолтер Реклесс, Клиффорд Шоу, Фредерик М. Трэшер)
    Классические чикагские городские эмпирические исследования 20-х – 30-х гг. ХХ в. Ис-следование Н. Андерсона «Хобо» («Бродяга»). Историческая судьба чикагской «Хобоге-мии». Экологическое исследование проституции (У. Реклесс, «Порок в Чикаго»). Типы проституции и «ареалы порока». «Треугольник порока». Экологические исследования делинквентности и преступности в Чикаго (К. Шоу, «Ареалы делинквентности»; Ф.М. Трэшер, «Шайка»). Чикагский «Gangland» и его территориальная структура. Исследова-ние П.Г. Кресси «Таксидэнс-холл». «Делинквентные субкультуры». Другие исследования естественных и культурных сообществ в Чикаго (Ч. Джонсон, П. Сью, П. Янг, Н. Хейнер и др.).
  • Тема 15. Луис Вирт: Концепция урбанизма
    Классическая работа Л. Вирта «Урбанизм как образ жизни». Проблема определения «го-рода». Основные характеристики города. Трансформация институтов, социальных отно-шений и личностей в городской среде. Урбанизм как «образ жизни» и «состояние духа». Относительность границы между «сельским» и «городским».
  • Тема 16. Вальтер Беньямин: Город как репрезентация исторической эпохи
    Социально-критический подход к анализу города и городских ландшафтов. Работа В. Беньямина о «пассажах». Город как репрезентация исторической эпохи. Город как текст: визуальные образы городских ландшафтов как конденсации смыслов. Анализ Парижа как «столицы XIX столетия». Город и капитализм. Фланёр как тип городского обывателя.
  • Тема 17. Льюис Мамфорд: Город в исторической перспективе
    Классическая работа Мамфорда «Город в истории». Город как естественное и искусст-венное явление. Материальный, социальный и культурный аспекты города. Функции города. История урбанизации. Средневековый, барочный и промышленный город, мегалополис и биотехнический город. Урбанистическая цивилизация. Городская культура. «Минимум жизни». Критика ошибок в планировании современных городов. Принципы правильного городского планирования. Идея органической связи человечества со средой. Будущее города. «Невидимый город».
  • Тема 18. Анри Лефевр: Город и социальное производство пространства
    Социальное производство пространства. Проживаемое пространство. Репрезентирован-ное пространство и его производство. Город в условиях неокапитализма. Повторяемые пространства. Визуализация пространств. Унифункциональность и мультифункциональ-ность объектов в городских ансамблях. «Право на город». «Новый урбанизм». «Город-ская революция». Метод «ритманализа».
  • Тема 19. Стэнли Милграм: «Ментальные карты» городов.
    Психологическое понятие «когнитивных карт» (Э. Толмен, У. Найссер). Городская жизнь как психологический опыт. Субъективное восприятие города его жителями: «ментальные карты» города. Индивидуальные и коллективные образы городов. Городская анонимность. Вертикальное измерение в городах. Сельское и городское.
  • Тема 20. Лос-анджелесская школа урбанистики: Эдвард Соха
    Лос-анджелесская школа урбанистики. Городская среда как логика пространственной организации. Пространственная специфичность урбанизма. «Построенная среда» и «геоистория» городского пространства. «Постметрополис» и «постметрополисный» переход. «Триалектика» городского пространства: «первопространство», «второпространство» и «третьепространство». Региональность городского пространства. «Вторая городская революция» и «новая урбанизация». «Третья городская революция». «Космополис»: глобализация городского пространства. «Сим-города».
  • Тема 21. Эш Амин и Найджел Трифт: Городская повседневность
    Развитие концепции «нового урбанизма». Повседневные практики в городе. Экологиче-ская среда, биополитика, ощущения. «Столкновения». Судьба сообщества и человеческой близости в современном городе. Город и глобальная экономика: город как площадка в хозяйственной системе. Город как место сосуществования глобального и локального, виртуального и реального. «Инженерия столкновений» и «инженерия определенности». Власть, управляемость и «попытки бегства» в городе. Город и демократия.
  • Тема 22. Мануэль Кастельс: «Информационный город»
    Город, информационная эпоха и глобализация. Пространственная концентрация верхних слоев генерирования знания и информационных потоков в крупных метрополисах и диффузия этих развитых услуг в международной городской иерархии. Конкуренция между городами. Глобальный город как процесс. «Пространство мест» и «пространство потоков». Информационный город. Роль мегаполисов.
  • Тема 23. Саския Сассен: «Глобальный город»
    «Глобальный город», его роль в глобальной системе. Гиперконцентрация власти и фи-нансовых ресурсов. Ослабление связи города с хинтерландом. Укрепление сетевых свя-зей в разных сферах. Транснациональные урбанистические системы. Лондон, Нью-Йорк, Токио. Новая география центров и окраин. Город и национальное государство. «Цен-тральности». Транстерриториальность и локализация глобальных экономических, поли-тических, культурных процессов в глобальных городах. Рост неравенств; город как арена противоречий и конфликтов («пограничная зона»). Переосмысление «локального».
  • Тема 24. Чарльз Лэндри: «Креативный город»
    Город и креативность. Город и новая («креативная») экономика. Устаревание старых мо-делей городского планирования. Концепция «креативного города». Креативные индуст-рии. Построенная среда как milieu для креативности. Культура креативности. Культурные ресурсы. «Креативный класс» (Ричард Флорида). Экоурбанизм.
  • ЧАСТЬ II. КУЛЬТУРОЛОГИЯ ГОРОДА. Тема 1. Культура и культура города
    Проблема понятия «культуры города» в отличие от понятия «культура» и «культура деревни». История как главная характеристика культуры города. Проблема «холодных» и «горячих» обществ по Леви-Стросу. Специфика основных культурологических парадигм ХХ века. Структурализм, структурная антропология, когнитивная психология, психоанализ, культурный синтез «школы анналов», мифологическая школа. Синхронический и диахронический анализ по Соссюру. Специфика новой культурологии через синхронизм. Традиционное понимание истории – прогресс, регресс, телеология. Венская школа искусствознания и Г.Вельфлин в связи с циклическим движением истории. Нециклические модели эволюции – Адам Смит и Чарльз Дарвин. Нециклические модели исторической эволюции – Арнольд Тойнби и Юрий Лотман.
  • Тема 2. Культура и метафизический горизонт
    Смысл архитектуры как «разумного пространства». Конфликт разумности архитектуры и неразумности мира. Стратегии разрешения конфликта – восходящие, диалогические и нисходящие. Циклы разрешения конфликта. Циклические модели развития и проблема метафизического горизонта. Отличие исторической и доисторической архитектуры (на примере анализа менгиров и древнеисландской мифологии и иконографии барокко на примере фонтана Четырех Рек Л.Бернини). Феномен художественной формы. Запрет на изображение в иудаизме и исламе, запрет на архитектуру в Библии. Художественная форма как феномен исторического времени. Художественная форма как обретение смысла через проявление метафизического горизонта. Метафизические горизонты классической европейской цивилизации (Боэций), коррекция эпохи Просвещения, новоевропейской цивилизации, метафизика «русской идеи». Воплощение и символизация как остальные стратегии создания осмысленного пространства.
  • Тема 3. Урбанистика и субъектно-объектная методология Возникновение субъект-объектной методологии. Искусство, физика, философия, гуманитарные области.
    Субъект-объектные феномены в урбанистике. Понятие «среды». Сообщества и институты. Вторичные сообщества в корпоративных государствах. Сложности определения сообществ в мегаполисе. Типология сообществ, невыраженность сообществ, спекулятивные сообщества. Индуизм, система варн – кшатрии, брахманы, вайшьи и шудры. Касты и сообщества. Теории происхождения города из власти, религии, торговли и производства. Воины брахманы, торговцы и рабочие в римской, европейской, византийской и советской цивилизации. Структура населения Москвы в исследованиях Бестужева-Лады. Город одной касты как моногород. Проблема моногорода в постиндустриальном мире. Музеефикация моногорода. Город как рынок информации.
  • Тема 4. Жрецы. История и ценности.
    Города-святилища. Теория происхождения города по Луису Маммфорду. Святилища как якоря городов. Проблемы миграции города. Святилище, миф и ритуал. Ритуал как машинка приобщения к мифу. Ритуальная природа города. Ольга Фрейденберг, город-жертвоприношение. Древняя Пальмира. Современные формы ритуала. Театр в эпоху великой Французской революции. Социальные сети в оранжевых революциях. Великие жреческие революции. Революция монотеизма. Революция атеизма. Конец метафизики у Мартина Хайдеггера и проблемы метафизического горизонта постметафизического общества. «Идеальный город» жрецов. Град Небесный у Блаженного Августина. Идеальный стиль жрецов. Теории происхождения готической архитектуры у Шуази, Панофского и Симпсона. Ценности жреческой урбанистики. Проблема мира иного в городе. Символические пространства. Ценности случайного. Прошлое как время жрецов.
  • Тема 5. Жрецы. Формы и Институты Философия святилища. «Афины и Иерусалим» Льва Шестова. Храм и его деривативы.
    Деривативы (музей, театр, клуб, цирк, кинотеатр, кладбища, спортивные сооружения) Монастырь и его деривативы (школа, университет, больница). Ритуал шествия. История происхождения базилики. Римские колонные улицы, раннехристианские базилики, миллениум и имперские соборы, романика, готика. Ритуал восхождения. История происхождения центрического храма. Византийский центрический храм, идеальный храм Возрождения. Проблема символа в архитектуре. Иконография и иконология как методология анализа архитектурной формы.
  • Тема 6. Власть. История и ценности
    Теории происхождения города из власти. Город и колонизация. Административные города в римской колонизации на примере Апомеи. Город и феодальная власть в работах Ж. Ле Гоффа и «Школы анналов». Административные города в новоевропейской колонизации. Урбанизм Ришелье и Вобана. Административные города Британской империи на примере Нью-Дели. Проблемы внутренней колонизации в России . Ричард Пайпс, Александр Эткинд, Александр Янов. Урбанистический проект Екатерины II. Революция государства. Абсолютное государство – абсолютная музыка – абсолютное искусство – абсолютное знание. «Идеальный город» власти. История понятия «идеальный город». Идеальный стиль власти. Архитектура ампира (на примере Булле-Леду). Ценности власти. Ритуал и церемония. Рациональность как церемония. Однообразие. Мобильность. Общий план. Настоящее как время власти
  • Тема 7. Власть. Формы и институты.
    Город как стена. Крепость и врата. Эволюция крепости. Замки крестоносцев. Палаццо итальянского Возрождения. Мегастегосы Европы. Ватикан, Лувр, Большой Зимний дворец. Власть вне города. Версаль и его потомки . Архитектура ансамбля. Институты власти. Таможня, мост, казарма, тюрьма, посольство, офис, суд, парламент – отсутствие типологий. Репрезентация власти в современной Москве. Проблема воплощения в архитектуре. Формальный анализ как методология архитектуроведения.
  • Тема 8. Рабочие. История и ценности.
    Проблема «эпистеме» и «техне» у Платона. Кто такие рабочие? Рабочие в постиндустриальном обществе. Теории происхождения города из ремесла. Теории происхождения города из производства. Проблема «проклятия труда». Производственные пространства как «иное» в городе. Мифология Sin city. Великая революция труда. Теория революции по Эрику Хобсбауму. Индустриальная революция. Социальная революция. Миф машины в индустриальной цивилизации. Ценности города рабочих. Хилиазм. Прогресс. Наука. Техника. Стандарт. Будущее как время рабочих.
  • Тема 9. Рабочие. Формы и институты.
    Рабочая слобода – анализ В.Л.Глазычева. Идеальный город рабочих – «город будущего». История городов будущего – Леонардо, Леду, Оуэн, Сэнт-Элиа, Говард. Идеальный стиль – модернизм. История модернистской архитектуры. Город-завод, город-склад, город-вокзал. ТПК – Кластер – Creative city – Eco-city -- Sustainable city.
  • Тема 10. Торговцы. Ценности и история.
    Город рождается из торговли. Город-базар. Караванные города. Дамаск. Ценности. Обмен. Прозрачность. Разнообразие. Отсутствие иерархий. Толерантность. Антитрансформации. Подлинность вещи. Стандартизация. Пространственно-временной континуум (прошлое и будущее). Строим биржу времени.
  • Тема 11. Торговцы. Формы и институты.
    Торговая площадь в караванном городе. На примере Герасы и Пальмиры. Средневековые рынки. Рыночная и соборная площадь. Анализ Венеции . Анализ Красной Площади в Москве. Торговые ряды эпохи классицизма – административное упорядочивание торговли. Пассажи Парижа – буржуазное упорядочивание торговли. Великая торговая революция XIX века. Великие универмаги Парижа – Galeries Lafaette, Printemps, La Bon Marche, La Samaritaine. ГУМ и Миланский пассаж. Идеальный город торговли. ЭКСПО. Всемирная выставка в Лондоне и институт всемирных выставок. Хрустальный дворец Пакстона, витрина, архитектура «стеклянной цепи». Эклектика и упаковка. Идеальный стиль. Постмодернизм. Торговля как биржа времени.
  • Тема 12. Город как диалог. Обмен и конкуренция.
    Проблема глобального города. Город и рынок информации. Типология архитектуры с институциональной точки зрения. Институты частного дома, многоквартирного дома, дома для социума, дома для машины. Морфология города с институциональной точки зрения. Институт улицы, площади, квартала, институты «иного» в городе – парки и вода. Некоторые направления обмена. Легитимация: власть и жрецы. Революция: рабочие и жрецы. Разделение труда: купцы и рабочие. Эффективность – власть и купцы. Иерархия: купцы и жрецы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа (история урбанистики)
    Оценивается активность на семинарских занятиях, качество работы в аудитории, глубина освоения обсуждаемых текстов.
  • неблокирующий Контрольная работа (история урбанистики)
    Контрольная работа выполняется дома. Контрольная работа представляет собой написание текста объемом 3-4 страницы по од-ной из тем, изучаемых в рамках дисциплины (возможно выступление с докладом по тек-сту на занятии (5 минут). В качестве темы для контрольной работы может быть взят лю-бой из вопросов, содержащихся в настоящей программе (см. раздел 7), либо тема, пред-полагающая сравнение разных точек зрения на один и тот же вопрос, охватываемых со-держанием программы. Студент может взять и другую тему в рамках содержания программы. В этом случае те-ма заблаговременно обсуждается с преподавателем. Подготовка задания по теме, не вхо-дящей в приведенный список и не согласованной заранее с преподавателем, не допуска-ется; в случае нарушения этого правила работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме и (после написания письменной экзаменационной работы) может включать устное собеседование по материалу курса. Особенности проведения экзамена в 4 модуле 2019-2020 учебного года: Экзамен проводится в формате теста. Тест имеет простейшую форму и содержит 50 утверждений, относительно которых нужно будет ответить, правильные они или неправильные, т.е. напротив каждого утверждения написать "да" или "нет". В работе будут проверяться базовая эрудиция (не требующая запоминания множества второстепенных деталей), понимание материала курса и различительная способность (способность отличить верные утверждения от заведомо неправильных и откровенно бредовых). В момент начала письменной работы студенты получают на групповой адрес электронной почты письмо с заданием. Время, помечающее отправку этого письма преподавателем и получения его студентами на групповой адрес электронной почты, будет временем начала контрольной. На заполнение теста и его отправку будет дано 30 минут. По истечении 30 минут заполненные работы должны будут быть отправлены на почтовый ящик, который укажет преподаватель; время отправки письма с выполненной работой (содержащееся в письме) будет документальным свидетельством того, что работа выполнена в отведённое время. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: доступ к сети Интернет, доступ к групповой почте.
  • неблокирующий Эссе (культурология города)
    Срок сдачи эссе - не позднее чем за 3 дня до экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Аудиторная работа (история урбанистики) + 0.15 * Контрольная работа (история урбанистики) + 0.4 * Экзамен + 0.3 * Эссе (культурология города)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Избранное. Образ общества, Вебер, М., Левиной, М. И., 1994
  • Информационная эпоха : экономика, общество и культура, Кастельс (Кастеллс), М., Шкаратана, О. И., 2000
  • История хозяйства. Город : пер. с нем., Вебер, М., Кучков, Г. Э., 2001
  • Общность и общество : основные понятия чистой социологии, Теннис, Ф., Скляднева, Д. В., 2002
  • Социология : сб., Маркс, К., Давыдова, Ю. Н., 2000
  • Теоретическая социология. Ч.1: ., , 2002
  • Хрестоматия по истории социологии. Ч.1: ., Николаев, В. Г., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Галактика Интернет : размышления об Интернете, бизнесе и обществе, Кастельс (Кастеллс), М., Матвеева, А., 2004
  • История теоретической социологии. Т.3: ., Баньковская, С. П., Гофман, А. Б., 2002