• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Современные программы исследования культуры

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Культурология)
Направление: 51.03.01. Культурология
Когда читается: 3-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Майофис Мария Львовна
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 104

Программа дисциплины

Аннотация

Одна из важных методологических особенностей наук о культуре – ее принципиальная междисциплинарность и возможность по-разному определять главный предмет исследований – культуру. На протяжении ХХ—XXI веков в этих науках был выработан целый ряд исследовательских программ, основанных на разных типах междисциплинарного синтеза и на разных типах понимания культуры; значительная часть этих программ, эволюционируя и меняясь, сохраняет влияние до сих пор и оказывает влияние на постановку и решение задач в современной науке. Поэтому в рамках бакалаврской программы по культурологии совершенно необходим курс, в котором студенты изучали бы внутреннюю логику этих программ, их методологические особенности и ограничения и их историческое значение
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение основополагающих аспектов исследовательских программ по культурологии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеет понятиями программ исследования культуры и о методологии их изучения.
  • Владеть базовыми знаниями об истории и методологии школы «Анналов» и иконологии.
  • Владеть базовыми знаниями об истории и методологии дисциплин «история идей» и «история эмоций».
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История идей и история эмоций.
    История идей и история эмоций: Йохан Хёйзинга, Норберт Элиас, Дени де Ружмон.
  • Эволюция школы «Анналов». Иконология.
    Программы второго и третьего поколений школы «Анналов». Развитие программы «тотальной истории» у Жака Ле Гоффа и Эммануэля Ле Руа Ладюри. Гамбургский университет – новая демократическая модель. Работа Эрнста Кассирера. Школа Аби Варбурга и ее продолжатели. Изобретение и развитие иконологического метода: Аби Варбург и Эрвин Панофский. Пересмотр метода: Эрнст Гомбрих. Исследования традиции и памяти у Фрэнсис Йейтс.
  • Предмет исследований наук о культуре и задачи курса.
    Предмет исследований наук о культуре и задачи курса. Предпосылки современных программ и парадигм исследований культуры. Межвоенная ситуация в гуманитарных науках в Европе и США. Проблема пересечения дисциплинарных границ. Антропология как синтетический проект науки о культуре: Франц Боас, Бронислав Малиновский, Маргарет Мид. Страсбург как форпост новой французской науки. Проект «тотальной истории» в школе «Анналов»: зарождение нового метода в работах Марка Блока 1920-х годов. Методологическое завещание Марка Блока в работе «Апология истории». Фернан Бродель и проект истории повседневности
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинаре
  • неблокирующий Письменные тесты
  • неблокирующий Коллоквиум
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Активность на семинаре
  • неблокирующий Письменные тесты
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Коллоквиум
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Письменные тесты
  • неблокирующий Активность на семинаре
  • неблокирующий Коллоквиум
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе zoom (https://www.zoom.us/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка zoom. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться подсказками третьих лиц. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене с уже полученным билетом. Студент должен получить новый билет и затем отвечать по нему.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.5 * Активность на семинаре + 0.2 * Коллоквиум + 0.2 * Контрольная работа + 0.1 * Письменные тесты
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Активность на семинаре + 0.2 * Коллоквиум + 0.2 * Контрольная работа + 0.1 * Письменные тесты
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Активность на семинаре + 0.2 * Коллоквиум + 0.2 * Контрольная работа + 0.1 * Письменные тесты
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гирц, К., Аронсон, Д., & Корбут, А. (2011). Art as a Cultural System ; Искусство как культурная система. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EB219C0

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Webber, A., Steiner, H., & Staiger, U. (2009). Memory Culture and the Contemporary City : Building Sites. New York: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=328569