• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Литература и современные медиа

Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна
Прогр. обучения: Русская литература и компаративистика
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 24

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина посвящена проблемам трансформации литературного текста при переводе его в формат аудиовизуальных жанров и обратному влиянию форматов медиа на литературный текст и литературный процесс в цифровую эпоху.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • изучить проблемы трансформации литературного текста при переводе его в формат аудиовизуальных жанров, обратное влияние форматов медиа на литературный текст и литературный процесс в цифровую эпоху
  • показать возможности использования цифровых инструментов презентации и анализа текста для расширения исследовательского инструментария студентов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знание проблем трансформации литературного текста в медийное пространство
  • знание основных понятий из общего для литературоведения, искусствоведения и киноведения словаря, основных черт мультиплатформенности современного литературного процесса
  • умение интерпретировать произведения литературы в соотношении с современными медиа, использовать цифровые инструменты презентации и анализа текста, представлять литературное произведение в качестве трансмедийного проекта
  • знание основных культурологических подходов к изучению литературы в цифровую эпоху
  • владение навыками исследовательской работы с помощью методологий современных гуманитарных наук и методов современной цифровой гуманитаристики
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Анализ экранизаций
    Подходы к анализу экранизаций и адаптаций в интеллектуальном и популярном фильме (сериале).
  • Литературное произведение как нарративная основа Transmedia Storytelling (анализ проекта)
    Понятия трансмедиа и кроссмедиа. Мультиплатформенность современного литературного процесса: книга, экранизация, игра, сиквелы, приквелы, спиноффы, серийность и сериальность. Гибридные литературные жанры.
  • Цифровая гуманитаристика и изучение литературных произведений
    Topic modeling and data visualization как два основных инструмента «цифрового» литературного анализа: возможности и ограничения. Необходимость сочетания традиционных и компьютерных подходов к анализу литературного произведения. Проблема исследовательских вопросов. Университетские библиотеки как цифровые исследовательские центры.
  • Активные читатели: патисипативная культура и литература онлайн
    Литература и творчество фанатов (фанфикшн). Проблемы копирайта и патисипативная культура. Краудсорсинг и краудфандинг в литературе, соположенных сферах творчества и креативных индустриях. Краудсорсинг и трансформация принципов литературного перевода.
  • Питчинг итоговых проектов
    Проект должен ориентироваться на ценности академических гуманитариев, т.е. не искажать, насколько это возможно, профессиональное литературоведческое знание, отсылать к историческим источникам, обладать образовательным потенциалом (по возможности, побуждать аудиторию к расширению и уточнению знаний о событиях, обстоятельствах и людях, которым посвящён проект). Проект должен быть конкурентоспособным, т.е. должен занимать на рынке образовательных, академических и медийных услуг свою нишу, строиться на современных медиа-технологиях, учитывать актуальные особенности медиапотребления и локальную специфику аудитории, медиапотребления и рынка (например, в России 2019).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность студентов на семинарских занятиях
  • неблокирующий домашнее задание (в форме мини-докладов и презентаций)
  • неблокирующий проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * активность студентов на семинарских занятиях + 0.4 * домашнее задание (в форме мини-докладов и презентаций) + 0.3 * проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Freeman, M., & Gambarato, R. R. (2019). The Routledge Companion to Transmedia Studies. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1896475
  • Isadora GUARDIA CALVO. (2014). Breaking the story in transmedia narratives: creating spaces for social action. Fonseca: Journal of Communication, (6), 249. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsdoj&AN=edsdoj.3637ac0e0048494cb7d7beb3e6d403f9
  • Rampazzo Gambarato, R. (2013). Transmedia Project Design: Theoretical and Analytical Considerations. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.96CB59E4
  • Гамбарато Ренира Рампаццо, Лапина-Кратасюк Екатерина Георгиевна, & Мороз Оксана Владимировна. (n.d.). Панорама российских трансмедиа: опыт картирования мультиплатформенных инициатив. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fpanorama-rossiyskih-transmedia-opyt-kartirovaniya-multiplatformennyh-initsiativ

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Amateur Media and Participatory Culture: Film, Video and Digital Media. (2019). Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.pure.rug.nl.publications.280f07b1.73d6.49a8.a95c.858b51156d48
  • From Participatory Culture to Participatory Fatigue: The Problem With the Public. (2019). https://doi.org/10.1177/2056305119856684
  • Giovagnoli, M. (2011). Transmedia Storytelling: Imagery, Shapes and Techniques. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7424531E
  • McErlean, K. (2018). Interactive Narratives and Transmedia Storytelling : Creating Immersive Stories Across New Media Platforms. New York, NY: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1729070
  • Renira Rampazzo Gambarato. (2012). Signs, Systems and Complexity of Transmedia Storytelling. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.283B99B
  • Sánchez-Mesa Martínez, D., Aarseth, E., Pratten, R., & Scolari, C. (2016). Transmedia (storytelling?): un estudi crític polifònic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrac&AN=edsrac.318508
  • Script Magazine Editors, & Jeanne Bowerman. (2016). Pitching a Screenplay : Essential Advice for Before, During and After a Pitching Event. [N.p.]: Writer’s Digest Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1678208
  • TransCoding – From `Highbrow Art’ to Participatory Culture : Social Media – Art – Research. (2018). Netherlands, Europe: transcript Verlag. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E2E187E4
  • Поликарпова Дарина Александровна. (n.d.). «Что такое кино?»: проблема медиаэссенциализма в теории Ноэля Кэрролла. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fchto-takoe-kino-problema-mediaessentsializma-v-teorii-noelya-kerrolla