Магистратура
2020/2021



Теория и методология современной коммуникативистики
Статус:
Курс обязательный (Интегрированные коммуникации)
Направление:
42.04.01. Реклама и связи с общественностью
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Интегрированные коммуникации
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
Курс Теория и методология современной коммуникативистики нацелен на формирование у студентов базовых теоретических и методологических компетенций, необходимых для исследовательской деятельности в науке о коммуникациях. Лекционные занятия включают в себя базовые концепции и подходы науки о коммуникациях. Семинарские занятия строятся вокруг обсуждений их использования в эмпирических исследованиях.
Цель освоения дисциплины
- формирование у студентов базовых теоретических и методологических компетенций, необходимых для исследовательской деятельности в науке о коммуникациях
Планируемые результаты обучения
- Пользуется основными концептами и терминами науки о коммуникациях
- Сопоставляет различные концепции медиа и публичной сферы, понимает ограничения каждой из них
- Понимает специфику коммуникаций в сетевом обществе
- Пользуется техниками семиотического анализа, дискурс-анализа и нарративного анализа коммуникационного сообщения
- Сопоставляет концепции аудитории и факторов, обуславливающих поведение аудитории, соответствующих разным теоретическим подходам
- Реализует рекламную кампанию с использованием инструмента “символической референтной группы”
- Понимает основные принципы дискурс-анализа в современной коммуникативистике
- Понимает основные принципы нарративного анализа в современной коммуникативистике
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Наука о коммуникациях: основные понятия и подходыПредметное поле науки о коммуникациях. Объективизм и интерпретативизм в исследованиях коммуникации. Концепция Р. Крейга: коммуникация в различных парадигмах. Уровни коммуникации.
- Тема 2. Убеждение аудиторииБихевиористский подход к исследованию медиавоздействия: «стимул» -«реакция». Двухступенчатая модель коммуникации П. Лазарсфельда. Основные этапы развития теории медиаэффектов. Прямые эффекты, ограниченные эффекты, активная аудитория. Современные подходы к анализу медиаэффектов. Исследования убеждающей коммуникации. Модели дуального процесса коммуникации: модель вероятности сознательной обработки информации Р. Петти и Дж. Качиоппо (ELM) и эвристически-систематическая модель (HSM). Модель знания об убеждении (Persuasion Knowledge Model). Связь убеждения и поведения аудитории. Теория запланированного поведения. Эмоциональное убеждение. Extended Parallel Process Model. Model of Discrete Emotions. Нарративное убеждение. Теория нарративного перемещения (Narrative Transportation Theory).
- Тема 3. Коммуникация как процесс передачи значенийСемиотический подход к исследованию коммуникации. Теория знака Ч. С. Пирса и теория знака Ф. де Соссюра. Денотация и коннотация. Семиотические коды. Семиотический анализ медиатекстов. Cultural studies и критические медиаисследования. Модель кодирования-декодирования С. Холла. Методы анализа медиатекстов. Понятие дискурса и дискурс-анализа в различных исследовательских традициях. Трехмерная модель дискурс-анализа Н. Фэркло. Интертекстуальность и интердискурсивность.
- Тема 4. Прагматика и коммуникации: символический интеракционизм Джоржа Мида и Герберта БлумлераЧеловек как действующий субъект, формирующего бытие в соответствии со своими целями, и общество как результат межличностной коммуникации. Роль языка и «разговор жестов» в организации взаимодействия. Общество как процесс взаимодействия. Социальная природа мышления: мышление как «внутренний диалог», социальность как «множественность перспектив». Социально-психологические идеи Мида в их интерпретации и систематизации Гербертом Блумером. Обоснованная теория: теория и практика
- Тема 5. Фреймы: внимание, рефлексия, мотивацияФрейм как организация повседневного опыта и как процесс присвоения значений. Фрейм как способ смыслообразования на основе институционального языка и институциональных практик. Институциональный дискурс Метакоммуникативные сообщения и «контекст контекстов».
- Тема 6. Публичная и контр-публичная сфераПубличная сфера и ее структурная трансформация. Межсубъектный подход к пониманию современности. Сила аргументированной речи и коммуникативная рациональность. Борьба дискурсов публичной и контр-публичной сферы.
- Тема 7. Дискурс-анализ в современной коммуникативистикеЧто такое дискурс и почему его необходимо изучать? Сравнение дискурс-анализа с другими методами изучения смысла и контекста в исследованиях. Исследовательский дизайн в рамках дискурс-анализа. Этапы проведения дискурс-анализа: подходы, возможные объекты для изучения, основы метода. Дискурс как комплексная коммуникативная ситуация. Структура дискурса: текст, взаимодействие, контекст. Анализ новостного дискурса по Ван Дейку: семантические макростурктуры, топики и репрезентация. Символическое наполнение языка рекламы: текстуальный и визуальный анализ.
- Тема 8. Нарративный анализ в современной коммуникативистикеОпределение нарратива. Нарративное конструирование реальности. Виды нарративов (Н. Фрай). Нарративный анализ как исследовательская методология. Этапы проведения нарративного анализа. Сбор данных для проведения нарративного анализа. Нарративы как способ культурного производства: продвижение необходимого образа. Нарративы как способ манипулирования аудиторией. Нарративы, создающие миф (Р. Барт). Анализ взаимодействий в рамках социальных медиа: анализ «маленьких историй». Использование нарративной теории в позициионировании бренда.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Fackler, M., & Fortner, R. S. (2014). The Handbook of Media and Mass Communication Theory. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=716712
- Johnson, S. A., & Milani, T. M. (2010). Language Ideologies and Media Discourse : Texts, Practices, Politics. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344278
Рекомендуемая дополнительная литература
- Jones, J. P. (2010). Entertaining Politics : Satiric Television and Political Engagement (Vol. 2nd ed). Lanham: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=413475