• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Новая культурная история"

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Морозов Олег Владимирович
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

НИС рассчитан на студентов 2018 года набора, базовый учебный план которых не предполагает изучение новой культурной истории как обязательной дисциплины или дисциплины по выбору. Цели данного НИСа — познакомить студентов с методологией и понятийным аппаратом новой культурной истории, а также научить их пользоваться инструментарием этой междисциплинарной области в своих исследованиях. В ходе освоения НИСа студенты изучат главные этапы развития новой культурной истории, а также специфику таких предметных полей современной исторической науки, как история тела, цвета, эмоций, запахов, ужаса, красоты и уродства. Каждое занятие будет посвящено знакомству с одним или несколькими представителями новой культурной истории, среди которых будут как уже известные многим имена (Питер Бёрк, Жак Ле Гофф, Клиффорд Гирц, Умберто Эко), так и сравнительно новые (Жорж Вигарелло, Ален Корбен, Жан Делюмо, Ян Плампер, Джек Хартнелл, Мишель Пастуро и др.). Студенты будут не только обсуждать сильные и слабые стороны методологии разных историков, но и учиться применять идеи и язык этих историков в своих курсовых и выпускных работах. Семинарские занятия предусматривают как подготовку письменных домашних заданий, так и устную работу в аудитории. В 4 модуле студенты должны будут сдать итоговое эссе, показав в нем, как они научились пользоваться методологией и понятийным аппаратом новой культурной истории. Экзамена на НИСе нет.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с исследовательскими практиками, терминологией и представителями новой культурной истории.
  • Показать им возможности и ограничения источниковых комплексов (документальных, нарративных, визуальных), применяемых современными специалистами при изучении материальных и нематериальных культурных явлений.
  • Научить их конструировать предмет исторического исследования, подвергая тело, цвет, запах и другие категории новой культурной истории "аналитической сборке".
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать (1) основные этапы развития культурной и новой культурной истории; (2) предметные поля и представителей новой культурной истории; (3) методологические возможности и ограничения культурной истории;
  • знать (1) возможности и ограничения социального воображения и конструктивизма в новой культурной истории; (2) основных представителей истории репрезентаций и исторического конструктивизма;
  • знать представителей разных предметных полей новой культурной истории (А. Корбена, М. Пастуро, Р. Дарнтона, Ж. Делюмо, У. Эко, Ж. Вигарелло, Я. Плампера, Дж. Хартнелла и др.) и их главные работы;
  • уметь (1) формулировать исследовательскую проблему в рамках пройденных на курсе предметных полей новой культурной истории; (2) выявлять необходимые типы и виды исторических источников при работе с конкретным предметным полем; (3) определять возможности и ограничения источниковых комплексов при изучении проблем материальной и нематериальной культур;
  • уметь адаптировать проанализированные на курсе идеи, термины и подходы к темам своих квалификационных работ и научных исследований.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое новая культурная история?
    Понятие «культура». Изучение культуры в современных гуманитарных науках. Классики культурной истории: Я. Буркхард и Й. Хёйзинга. Культурная история и марксизм. Культурная история и антропологический поворот. Культурный поворот в гуманитарных науках. Н. Элиас, П. Бурдье, М. Фуко, К. Гирц. Источники, предметные поля и современные представители новой культурной истории.
  • Новая культурная история: социальное воображение и конструктивизм
    М. Фуко и споры о социальном воображении. Понятие «репрезентация» в новой культурной истории. История репрезентаций: Ж. Дюби, Ж. Ле Гофф, П. Браун, Т. Лакер, Л. Хант и др. Критика репрезентаций в конце ХХ в. Культурное конструирование реальности: М. Фуко, М. де Серто. Исторический конструктивизм и новая культурная история: Б. Андерсон, Э. Хобсбаум, Т. Ренджер, Э. Томпсон и др. Возможности и ограничения конструктивизма в новой культурной истории.
  • История чтения
    Основные представители истории чтения: Р. Шартье, Р. Дарнтон, А. Мангель и др. Исследовательская оптика историков чтения. Возможности и ограничения методологии истории чтения. Возможные способы работы с чтением как культурной практикой на основе русскоязычных источников.
  • История еды
    Питание как культурная практика. Изучение гастрономического рациона и его влияния на культуру разных европейских стран. Еда как способ культурного конструирования реальности. Современные подходы в изучении истории еды.
  • История цвета
    Цвет как культурная и социальная категория. Эпистемологические и источниковедческие трудности при изучении истории цвета и способы их преодоления. История красного, синего, зеленого, черного и белого цветов в исследованиях М. Пастуро. Механизмы концептуализации цветового восприятия в разные эпохи.
  • История красоты и уродства
    Красота и уродство как категории новой культурной истории. История красоты и уродства и работах У. Эко, Ж. Вигарелло и др. Визуальные и текстовые источники в исследованиях уродства и красоты.
  • История тела
    Тело и его «аналитическая сборка» в исторических исследованиях. Представители истории тела: М. Фуко, А. Корбен, Ж. Вигарелло, Дж. Хартнелл и др. Сюжеты истории тела и их связь с другими (суб)дисциплинами и предметными полями исторической науки: медицина, гигиена, анатомия, сексуальность, увечья и инвалидность и т.п. Варианты построения исследовательского нарратива при изучении телесного.
  • История чувств и эмоций
    Изучение чувств и эмоций: история и нейронауки. Определение понятий «чувство» и «эмоция». Начало изучения эмоций в гуманитарных науках: Л. Февр и К. Гирц. Примеры истории эмоций: К. Стирнс, П. Стирнс, У. Редди, Б. Розенвейн, Я. Плампер, В. Дубина, А. Зорин. Тезаурус историков эмоций. Ужас и страх как чувства и эмоции: Ж. Делюмо. Источники по истории эмоций. Ограничения истории эмоций. Перспективы истории эмоций при взаимодействии историков и психологов.
  • История запахов
    Запахи, миазмы, их роль в культуре и культурном конструировании реальности. Трудности изучения истории запахов. Связь истории запахов с историей тела, историей чувств и другими предметными полями исторической науки. Примеры изучения запахов в научной литературе: терминология, подходы, представители.
  • Новая культурная история насилия
    Насилие как культурная практика. Формы насилия: военное, бытовое, революционное и др. Изучение насилия антропологами. Представители культурного подхода в исследованиях насилия: П. Генифэ, Д. Киган, Д. Уинтер, К. Бейкер, Н. Дэвис и др.
  • Новая культурная история и "лингвистический поворот"
    "Лингвистический поворот" и нарратология. "Метаистория" Х. Уайта. "Аналитическая философия истории" А. Данто. "Нарративная логика" Ф. Анкерсмита. Новая нарративная история.
  • Критика новой культурной истории
    Критика культурного поворота в гуманитарных науках. Социальная история как альтернатива истории культурной. Будущее новой культурной истории.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Письменные домашние работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Письменные домашние работы + 0.4 * Семинары + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Burke, P. (2018). What Is Cultural History? (Vol. 3rd edition). Cambridge, UK: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2204994
  • Darnton, R. (2009). The Great Cat Massacre : And Other Episodes in French Cultural History. New York: Basic Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=461193
  • Deák, I. (2005). Maureen Healy. Vienna and the Fall of the Habsburg Empire: Total War and Everyday Life in World War I. (Studies in the Social and Cultural History of Modern Warfare, number 17.) New York: Cambridge University Press. 2004. Pp. xv, 333. $75.00. https://doi.org/10.1086/ahr/110.2.578
  • Woodfield, R. (2001). Art History As Cultural History : Warburg’s Projects. Routledge.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Smith, J. M. H. (2005). Europe After Rome : A New Cultural History 500-1000. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=179866
  • Winter, J. (2014). Sites of Memory, Sites of Mourning : The Great War in European Cultural History. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=761512