• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Исследование семейной системы"

Статус: Курс по выбору (Системная семейная психотерапия)
Направление: 37.04.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Системная семейная психотерапия
Язык: русский
Кредиты: 8

Программа дисциплины

Аннотация

Учебный курс НИС «Исследование семейной системы» направлен на ознакомление студентов со всеми этапами проведения научного психологического исследования. В рамках семинарских занятий студенты познакомятся с различными типами психологических исследований, узнают способы обработки полученных результатов и получат знания методики составления научного отчета. Занятия позволят магистрантам сформировать понимание принципов исследования семьи, в том числе работ реализующих системный подход в этой области. В ходе учебного процесса студенты реализуют курсовые работы по исследованию семейной системы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины НИС «Исследование семейной системы» являются: включение магистрантов в научно-исследовательскую научную культуру. Магистранты знакомятся с научными исследованиями семьи, в том числе реализующими системный подход в этой области. В рамках курса протекает подготовка курсовой работы и магистерской диссертации студентов.
  • Основные задачи научно-исследовательского семинара. 1 Формирование навыков у студентов научно-исследовательской работы. 2 Подготовка студентами курсовой работы и магистерской диссертации. 3 Формирование навыка создания академических текстов, в том числе публикаций тезисов докладов на конференциях и научных статей. 4 Обучение навыкам предъявления результатов научной работы сообществу, в том числе созданию презентаций и выступлению с докладами на конференциях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление об основных принципах организации психологического исследования
  • Владеет навыками научного библиографического поиска. Умеет анализировать и обобщать научную литературу, делать самостоятельные выводы, определять научные проблемы
  • Умеет самостоятельно определять цели и задачи научного исследования, разрабатывать концептуальный аппарат исследования, программу исследования.
  • Умеет самостоятельно подбирать психодиагностические методики в соответствии с целью и задачами исследования. Умеет самостоятельно выполнять психодиагностику, владеет психодиагностическими методиками, умеет анализировать и интерпретировать эмпирические данные на уровне отдельных респондентов.
  • Владеет знаниями о специфике исследования семей с хронически больным ребенком. Имеет представление о базовых этических принципах работы психолога-исследователя с данным типом респондентов.
  • Владеет знаниями о специфике исследования семей, один из членов которой страдает от аддиктивного расстройства. Имеет представление о базовых этических принципах работы психолога-исследователя с данным типом респондентов.
  • Владеет методами математико-статистического анализа данных, умеет адекватно подбирать статистические методы в соответствии с задачами исследования и характеристиками данных.
  • Понимает способы внедрения результатов научных исследований в психотерапевтическую практику. Умеет разрабатывать практические рекомендации на основе результатов собственных исследований.
  • Умеет самостоятельно описывать, анализировать и интерпретировать данные эмпирического исследования, формулировать выводы исследования на достаточно высоком уровне обобщения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методологические основы изучения семейных систем. Системная методология в научном исследовании семьи.
    Современные представления о классической, неклассической и постнеклассической науке. Системный подход и неклассическаярациональность. От философской методологии к методике техники исследования. Обсуждение методологических проблем исследования семейных систем проходит в форме дискуссий с участием приглашенных специалистов.
  • Введение в научное исследование семейной системы.
    Презентация магистрантами второго года обучения своих исследований. Презентация спецкурсов, связанных с тематикой основных треков научно-исследовательского семинара. Знакомство с основными треками научно-исследовательского семинара по «Исследованию семейных систем». Посещение исследовательских баз научно-исследовательского семинара, знакомство со спецификой исследовательской работы в разных контекстах: клиники, реабилитационные центры, образовательные учреждения. Организация «пилотажного исследования» по изучению семьи с зависимостями/семьи с тяжело больным ребенком/семьи в ситуации развода.
  • Выбор и обоснование темы исследования, планирование научного исследования и индивидуальной научной деятельности. Цели и задачи психологического исследования.
    Выбор и обоснование темы исследования, планирование научного исследования и индивидуальной научной деятельности осуществляется в мини-группах. Участники научно-исследовательского семинара объединены в несколько треков (исследование семей с лицами с аддиктивными расстройствами, исследование семей с хронически больным ребёнком, исследование семей с разводной ситуацией, разработка, стандартизация и апробация методик). В рамках каждого трека происходит обсуждение как общих тем, так и индивидуальных планов. В ходе общих для всей группы семинара мини-конференций происходит обмен опытом между треками. Создание схемы исследования, написание мотивационного обращения к респондентам, подбор и модификация методических средств, разработка структуры теоретического обзора по теме.
  • Основные методы исследования семьи. Разработка, адаптация и стандартизация методических средств изучения семейной системы.
    Методы исследования семейных систем (исследования семейных систем на базе структурного подхода; исследования семейных систем на базе трансгенерационного подхода). Процедура разработки методических средств: структурированное интервью, опросник (этапы конструирования теста, валидность, надежность, стандартизация). Адаптация зарубежных тестов.
  • Особенности семейной системы с хронически больным ребенком.
    Основные направления исследования семейной системы с хронически больным ребенком. Социально-культурные установки по отношению к хроническим заболеваниям. Особенности детско-родительских взаимоотношений в семье с хронически больным ребенком: изменение эмоциональной дистанции между родителями и детьми, изменение внутрисемейной иерархии. Особенности семейной структуры на острой стадии заболевания ребенка. Изменения семейной структуры на стадии ремиссии. Психологический статус сиблинга хронически-больного ребенка в семейной системе.
  • Особенности семейной системы у лиц с аддиктивными расстройствами.
    Системный подход к рассмотрению аддиктивного поведения в контексте функционирования семейной системы в целом. Структурные особенности семей подростков с аддиктивным поведением: нарушения эмоциональной дистанции между ребенком и родителями, нарушения семейной иерархии. Нарушение коммуникации между подростком и родителями как фактор развития зависимого поведения у подростков. Семейные факторы развития аддиктивных расстройств у подростков: воспитание в неполной семье, насилие в семье, употребление психоактивных веществ родителями или другими членам семьи. Особенности функционирования семейной системы с взрослым человеком, страдающим от зависимости: супружеские и детско-родительские отношения. Возможные функции зависимого поведения в семейной системе. Особенности супружеского взаимодействия в алкоголизиризованной семье. Психологическая позиция ребенка в алкоголизированной семье. Алкогольная идентичность.
  • Качественные и количественные методы обработки эмпирических данных.
    Преимущества и ограничения использования количественных методов психологического исследования. Специфика применения методов статистической обработки данных при исследовании семейных систем. Методология качественных исследований в психологии. Качественные исследования в контексте различных методологических направлений в психологической науке. Стратегии применения качественных методов обработки данных при исследовании семейных систем.
  • Практическая значимость результатов научного исследования
    Разработка практических рекомендаций на основе полученных результатов. Формулирование окончательных выводов исследований. Анализ ограничений исследований, определение перспектив дальнейшей разработки проблемы.
  • Презентации проектов исследований студентов.
    Студенты докладывают результаты своей работы в форме индивидуальных докладов или в форме мини-конференций. Самостоятельная работа: подготовка презентаций докладов. Самостоятельная работа оценивается по результатам презентации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная самостоятельная работа.
  • блокирует часть оценки/расчета Экзамен в форме презентации результатов проведенного исследования
    Промежуточная оценка за 1 год обучения может быть повышена: +1 балл за публикацию тезисов на конференцию, +2 балла – за участие в конференции, +3 балла за публикацию статьи, что является стимулирующим компонентом для студентов к участию в научной деятельности.
  • неблокирующий Аудиторная работа.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Опромежут1 = 0,6*Оауд + 0,1*Осам.работа1+ 0,3 *О Экз
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • SPSS 19: профессиональный статистический анализ данных, Наследов А., 2011
  • Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие для вузов, Наследов А. Д., 2007
  • Методологические основы психологии : учебник для бакалавров, Корнилова Т. В., Смирнов С. Д., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Психологическое исследование : метод. рекомендации по проведению, Куликов Л. В., 2001