• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Фэшн-журналистика

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса рассматривается актуальное состояние поля модной журналистики в контексте его исторической динамики, анализируется специфика различных сегментов современного журнального рынка, форматов и контента новых медиа. Акцент делается на роль журналистов в символическом производстве моды и определении дальнейших направлений ее развития в XXI веке, после объявленного многими комментаторами «конца моды». На примере конкретных публикаций рассматриваются стратегии описания и комментирования модных образов; методики выявления тенденций и прогнозирования их развития; а также проблематика сосуществования коммерческого аспекта фэшн-журналистики, возможности независимого творческого высказывания и социальной ответственности модного обозревателя. Последний элемент представляется особенно значимым в современной ситуации, когда ключевым словосочетанием в моде и не только становится устойчивое развитие. В центре внимания курса российский опыт последних десятилетий, рассматриваемый в глобальном контексте (в первую очередь в сравнении с англоязычными СМИ).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с лучшими образцами русской и англоязычной модной журналистики последних лет.
  • Понимание роли фэшн-журналиста в более широком поле моды.
  • Понимание соотношения сегментов поля модной журналистики.
  • Развитие проактивного мышления и собственных оригинальных стратегий письма о моде.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Различает основные вехи истории модной журналистики.
  • Создает текст пресс-релиза модной коллекции.
  • Анализирует специфику целевой аудитории конкретного издания о моде, стратегии адресации к ней и их эффективность.
  • Выявляет и оценивает возможности, заложенные в ситуации неопределенности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Модная журналистика: история и современность
    Контекст формирования модных медиа в раннее Новое время. Социально-политическая, философская и эстетическая повестка первых модных журналов в Европе и России. Категория «вкуса», ее социальный смысл и историческая трансформация в модных журналах конца XVIII – первой половины XX века. Критика модных нововведений. Эволюция технологий тиражирования изображений и ее влияние на модную периодику. Феномен советской моды и ее освещение в прессе. Модная журналистика в постсоветской России: перезагрузка форматов. От печатных СМИ к онлайн-изданиям о моде: инновации и адаптация контента. Модные блоги 2000-х и 2010-х годов: новый взгляд на моду. Видеоблоги и мода.
  • От образа к тексту: символическое производство моды.
    «Одежда-образ» и «одежда-описание» в семиологии Р.Барта. Барт о функциях текста по отношению к изображению: «закрепление» и «связывание» значений. Словарь моды (цвета, фасоны) и его историческая эволюция. Писатели о моде. Изобразительные каноны модной иллюстрации конца XVIII – первой половины XX века. Эволюция языка модной фотографии. Современная модная графика: специфика ниши. Образ и контекст: как возникает история (коллекция, фотосессия, фэшн-фильм). От образа к тренду: выявляем закономерности. Образ как «перевод».
  • Модная журналистика как социальный феномен.
    Понятие «поля» в социологии П.Бурдье. Бурдье о поле журналистики и о поле моды. Специфика поля модной журналистики. Механизмы воспроизводства и обновления поля. От глянцевого журнала до модной колонки в ежедневной газете: сегменты рынка модной прессы и потребности различных аудиторий. Создавая читателя: знаковые нишевые модные журналы XX века, от Gazette du Bon Ton до Nova и Purple. Мода и «культура участия»: границы партиципации в современных модных СМИ. Звездные блоги: траектории успеха. Конструирование модных географий в фэшн-СМИ: глобальный и локальный уровни. Кейс-стади: Vogue Russia и Vogue India.
  • Фэшн-журналистика в эпоху неопределенности.
    Больше, чем мода: фэшн-журналистика во времена кризисов и потрясений (на примере британского Vogue в годы Второй мировой войны). Социальная ответственность модной журналистики. Фэшн-журналистика и реклама: взаимопроникновение полей. Коммерческая ангажированность блогеров как этическая проблема. Аспекты концепции устойчивого развития (экологичность, этическое производство, инклюзивность) и их отражение в российской и международной фэшн-журналистике. Феминистская модная журналистика: подходы к определению. «Конец моды»: глобальные изменения в модной индустрии на рубеже XX – XXI веков и будущее фэшн-журналистики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменные работы на семинаре
  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.4 * Письменные работы на семинаре + 0.3 * Презентация + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Одевая город: Париж, мода и медиа = Fashioning the City. Paris, Fashion and the Media: Монография / Рокамора А., Гусарова К. - М.:НЛО, 2017. - 224 с.: . - (Библиотека журнала 'Теория моды') ISBN 978-5-4448-0673-9

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bartlett, D. (2006). In Russia, At Last and Forever: The First Seven Years of Russian Vogue. Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture, 10(1/2), 175–203. https://doi.org/10.2752/136270406778051094
  • David, A. M. (2006). Vogue’s New World: American Fashionability and the Politics of Style. Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture, 10(1/2), 13–38. https://doi.org/10.2752/136270406778051049
  • Howard Cox, & Simon Mowatt. (2012). Vogue in Britain: Authenticity and the creation of competitive advantage in the UK magazine industry. Business History, (1), 67. https://doi.org/10.1080/00076791.2011.617209
  • König, A. (2003). Glossy words: an analysis of fashion writing in British Vogue. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.50C320A9
  • Kuipers, G., van der Laan, E., & Arfini, E. A. G. (2017). Gender models: changing representations and intersecting roles in Dutch and Italian fashion magazines, 1982–2011. Journal of Gender Studies, 26(6), 632–648. https://doi.org/10.1080/09589236.2016.1155435
  • Lea-Greenwood, G. (2013). Fashion Marketing Communications. West Sussex: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=490577
  • Moeran, B. (2006). Elegance and Substance Travel East: Vogue Nippon. Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture, 10(1/2), 225–257. https://doi.org/10.2752/136270406778051012
  • Moeran, B. (2010). The Portrayal of Beauty in Women’s Fashion Magazines. Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture, 14(4), 491–510. https://doi.org/10.2752/175174110X12792058833933
  • Rocamora, A. (2006). “Over to You”: Writing Readers in French Vogue. Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture, 10(1/2), 153–174. https://doi.org/10.2752/136270406778051030
  • Rocamora, A. (2017). Mediatization and Digital Media in the Field of Fashion. Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture, 21(5), 505–522. https://doi.org/10.1080/1362704X.2016.1173349
  • Vogue and the possibility of cosmopolitics: race, health and cosmopolitan engagement in the global beauty industry. (2014). Ethnic and Racial Studies, 37(12), 2158–2175. https://doi.org/10.1080/01419870.2014.934258