• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Аспирантура 2020/2021

Аналитическая философия

Статус: Курс по выбору
Направление: 47.06.01. Философия, этика и религиоведение
Когда читается: 2-й курс, 2 семестр
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе планируется рассмотрение наиболее активно обсуждаемых тем и проблем в таких направлениях аналитической философии ХХ века, как философия языка, метафизика, философия сознания и эпистемология. В рамках курса предполагается изучение ряда наиболее важных работ (на английском языке), опубликованных в этот период.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является критическое осмысление и анализ ряда ключевых идей аналитической философии второй половины ХХ века. Задачами: - изучение основных подходов к трактовке аналитической философии как историко-философского феномена; - изучение современных подходов к изучению природы значения в философии языка; - изучение «стратегии феноменальных понятий» в современной философии сознания; - изучение основных трактовок природы суждения (пропозиции) в современной метафизике и философии языка.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 1. Знание ключевых идей и теорий основных представителей современной аналитической в области историографии. 2. Умение критически анализировать философские произведения современных авторов, самостоятельно оценивать историко-философскую значимость современных философских идей и аргументов. 3. Развитие навыка применять методы сравнительного анализа и интерпретации.
  • 1. Знание ключевых идей и теорий основных представителей современной аналитической в области философии языка. 2. Умение критически анализировать философские произведения современных авторов, самостоятельно оценивать историко-философскую значимость современных философских идей и аргументов. 3. Развитие навыка применять методы сравнительного анализа и интерпретации.
  • 1. Знание ключевых идей и теорий основных представителей современной аналитической в области философии сознания. 2. Умение критически анализировать философские произведения современных авторов, самостоятельно оценивать историко-философскую значимость современных философских идей и аргументов. 3. Развитие навыка применять методы сравнительного анализа и интерпретации.
  • 1. Знание ключевых идей и теорий основных представителей современной аналитической в области философии языка и метафизики. 2. Умение критически анализировать философские произведения современных авторов, самостоятельно оценивать историко-философскую значимость современных философских идей и аргументов. 3. Развитие навыка применять методы сравнительного анализа и интерпретации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Аналитическая философия как историко-философский феномен
    Отношение аналитических философов к истории философии: краткий обзор основных этапов в изменении этого отношения. Аналитическая философия как предмет широкого историко-философского обсуждения. Это философская школа, философские течение, философская традиция или стиль философствования? Нынешний статус аналитической философии: "смерть" (заменена пост-аналитической философией), кризис идентичности илинеобычный историко-философский феномен? Методологические вопросы историко-философского исследования. Историографические жанры в истории философии. Является ли рациональная реконструкция историко-философским методом исследования? Тексты для обсуждения на семинаре: 1. Glock J.-H. The Owl of Minerva: Is Analytic Philosophy Moribund?
  • От семантики к прагматике: проблема значения
    Проблема значения в философии языка ХХ века: краткий обзор основных подходов и достижений. Два вопроса относительно значения языковых выражений: как (благодаря какому механизму) приписываются значения языковым выражениям и благодаря чему языковые выражения имеют значения. Семантика и метасемантика. Значение и семантическое содержание. Семантика возможных миров и ее место в современной философии языка. Два подхода к объяснению источника значения: менталистский и нементалистский. Менталистский подход: программа Пола Грайса (естественное и неестественное значение, значение предложения и значение, приписываемое говорящим, коммуникативные намерения говорящих) и программа Дэвида Льюиса (мнения и убеждения говорящих как источник семантического содержания, лингвистические конвенции). Семантика и прагматика: проблема границ. Нементалистский подход: инференциализм Роберта Брэндома. Пропозициональные установки и ментальные репрезентации. Тексты для обсуждения на семинаре: 1. Грайс П. Значение 2. Lewis D. Languages and Language
  • От метафизики к философии языка: проблема суждений (пропозиций)
    Проблема суждений (пропозиций) в аналитической философии ХХ века. Краткий обзор основных подходов. Суждения (пропозиции) как онтологические сущности в концепциях Г. Фреге, Дж. Мура и Б. Рассела. Суждения (пропозиции) как факты в логическом атомизме Б. Рассела и Л. Витгенштейна. Суждения (пропозиции) и языковые каркасы Р. Карнапа. Трактовка суждений (пропозиций) как функции от возможных миров к условиям истинности в семантике возможных миров. Функции, выполняемые суждениями (пропозициями) в философии и логике. Значение суждений (пропозиций) для семантики. Критика традиционных трактовок суждений (пропозиций). Современные трактовки суждений (пропозиций) как определенного рода свойства (Д. Льюис, Дж. Спикс) или как ментальные акты (С. Соумс). Тексты для обсуждения на семинаре: 1. King J.C. What Role Do Propositions Play in Our Theories 2. Speaks J. What's Wrong with Semantic Theories Which Make no Use of Propositions?
  • От философии сознания к эпистемологии: феноменальные понятия как выражение квалиа
    Квалиа и их место в современных дискуссиях по философии сознания, краткий обзор основных трактовок квалиа. Субъективность, непосредственность и приватность квалиа. Редуктивный и нередуктивный физикализм о природе квалиа. Аргумент знания Ф. Джексона и аргумент зомби (представимости). Проблема эпистемического разрыва, метафизического разрыва и разрыва в объяснении (explanatory gap). Феноменальное знание как способ обосновать или преодолеть разрыв в объяснении. Феноменальное знание как способность, т.е. знание-как (Л. Немиров, Д. Льюис). Репрезентационализм Ф. Джексона. Стратегия феноменальных понятий (Д. Столжар). Феноменальные понятия как непосредственные указатели на феноменальные состояния (Ж. Левин). Критика Д. Чалмерсом стратегии феноменальных понятий Тексты для обсуждения на семинаре: 1. Chalmers D. Phenomenal Concepts and the Explanatory Gap
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад на семинарском занятии
    Каждый аспирант получает индивидуальную тему доклада. Доклад рассчитан на 20-30 минут. Доклад посвящен одной из обсуждаемых в рамках курсах теме. Доклад может иметь форму презентации
  • неблокирующий Эссе
    Эссе пишется самостоятельно на одну из предложенных тем. Аспирант может по договоренности с преподавателем изменить формулировку темы с учетом его исследовательских интересов.
  • неблокирующий активная работа на семинарском занятии
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (II семестр)
    0.3 * активная работа на семинарском занятии + 0.3 * Доклад на семинарском занятии + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Аналитическая философия : становление и развитие: антология, , 1998
  • Аналитическая философия : учеб. пособие, Блинов, А. Л., 2006
  • Трудная проблема сознания, Васильев, В. В., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Аналитическая философия истории, Данто, А. С., 2002
  • Виды психики : на пути к пониманию сознания, Деннет, Д. С., 2004
  • Философия языка, , 2004
  • Язык, онтология и реализм, Макеева, Л. Б., 2011