Бакалавриат
2020/2021
Музей как политический, экономический, социальный институт
Статус:
Курс по выбору (Совместная программа по экономике НИУ ВШЭ и РЭШ)
Направление:
38.03.01. Экономика
Кто читает:
Отдел сопровождения учебного процесса в Совместном бакалавриате ВШЭ-РЭШ
Где читается:
Факультет экономических наук
Когда читается:
2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Трапкова Анна Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
В рамках курса вы узнаете о механизмах функционирования художественных институций — крупных и камерных, частных и государственных, официальных и независимых. Мы обсудим, что представляли собой первые музеи и почему стало возможным их возникновение. Разберемся в актуальных музейно-выставочных форматах: как происходит отбор художественных объектов для той или иной выставки? Какое участие принимает в этом музей, зритель, спонсор, политик? Как институции формируют наше представление об актуальном искусстве и воспитывают эстетический вкус? Что остается за рамками музейной репрезентации и почему? Рассмотрим музей в пространстве рыночной экономики. Познакомимся с инструментами и субъектами культурной политики. Студентам предстоит переосмыслить традиционные концепции и разобраться с новыми подходами к решению задач мира современной культурной индустрии. Занятия будут проходить в Образовательном центре Музея в Парка Горько, по адресу Крымский Вал 9 стр 4.
Цель освоения дисциплины
- Дать базовое представление об институциональной основе художественной среды, познакомить с основными понятиями и типами институций;
- Рассказать об истории музейно-выставочной деятельности с точки зрения актуального художественного процесса;
- Дать представление о деятельности музея как политического и экономического института сегодня и в исторической ретроспективе;
- Показать междисциплинарные связи между художественной средой и сферами политики и экономики;
- Охарактеризовать основные проблемы и вызовы современной художественной системы в контексте экономики и политики в России и других странах.
Планируемые результаты обучения
- Понимает роль музея в художественной системе, как политического, экономического и общественного института.
- Описывает историю и специфику работы классического музея (XVIII - XIX вв.).
- Перечисляет факторы, являющиеся причиной появления музея современного искусства (XX в.).
- Знает основные этапы развития института кураторства.
- Перечисляет основные вызовы, стоящие перед музеями сегодня.
- Перечисляет основные типы выставок.
- Описывает историю появления международных форумов, посвященных искусству, их основные виды.
- Перечисляет знаковые выставки XX - XXI вв., знает их значение.
- Описывает политическую, экономическую и социальную роль музея в XX-XXI вв.
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Введение. Институциональная основа и социология художественной системыСтруктура и основные понятия курса Основные понятия и проблематика курса: музей, выставочная репрезентация, автор, куратор, культурная политика, социология и экономика культуры. Роль музея в художественной системе как политического, экономического и общественного института. Классический музей как проект эпохи Просвещения. Переход к обществу модерна и становление современной художественной системы: французская Академия, формирование системы выставочной репрезентации и художественного рынка. Современная структура художественной системы (институты, акторы, взаимосвязи и взаимовлияние между ними): художник, художественное объединение, музей, арт-рынок, частные и корпоративные коллекции, наука, критика, медиа, государство, частные и корпоративные фонды, культурные центры, аудитория. Страновые различия художественных систем. Социологические теории художественной системы: Говард Беккер, Пьер Бурдье, Юрген Хабермас.
- Раздел 2. Музей как пространство репрезентации искусства-Классический музей (XVIII – XIX вв.). История возникновения. Программа. Архитектура. Принципы построения экспозиции - Классический музей во второй половине XIX – начале XX веков - Формирование музеев современного искусства (1910-е - 1930-е) -Музей после Второй мировой войны 1945 – 1980-е годы - Побег из музея. Кураторские практики и внеинституциональная художественная деятельность - «Храм искусства» или мегамолл? Музеи в 1980-е – 2000-е годы - Чем закончится «музейный бум»? Стратегии и вызовы музеев сегодня
- Раздел 3. Выставка как формат репрезентации искусства- История выставок. Введение - Универсальные выставки как пространство утопии - Концепция «белого куба» и ее критика - Мир «биеннале». Глобализация и критика международных художественных форумов
- Раздел 4. Музей в разрезе политики, экономики, социологии- Культурная политика: инструменты, субъекты, страновые отличия - Политические конфликты и колониальная экспансия как фактор формирования музейных коллекций (XVIII – XX вв.). Проблема перемещенных ценностей и реституции - Музей как инструмент пропаганды. Музейные практики в СССР (1917 – 1991 гг.) - Постколониальный музей - Экономические теории и культурные практики. Музей в пространстве рыночной экономики - История коллекционирования и формирование художественного рынка - Музей и общество. Вместо заключения
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.4 * Итоговый доклад с презентацией + 0.2 * Работа на семинарских занятиях + 0.4 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- МАЙСТРОВСКАЯ М.Т. (2016). Музей Как Объект Культуры. Искусство Экспозиционного Ансамбля. Международный Журнал Экспериментального Образования, 7–0.
Рекомендуемая дополнительная литература
- ПОЛЯКОВ ТАРАС ПАНТЕЛЕЙМОНОВИЧ. (2011). «Очень Своевременная Книга…» (Музееведческая Мысль В России Хviii-Хх Вв. : Сб. Документов И Материалов / Отв. Ред. Э.А.Шулепова. М.: Этерна, 2010. 960 С.: Ил.).