• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Музей как политический, экономический, социальный институт

Направление: 38.03.01. Экономика
Кто читает: Отдел сопровождения учебного процесса в Совместном бакалавриате ВШЭ-РЭШ
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Трапкова Анна Владимировна
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса вы узнаете о механизмах функционирования художественных институций — крупных и камерных, частных и государственных, официальных и независимых. Мы обсудим, что представляли собой первые музеи и почему стало возможным их возникновение. Разберемся в актуальных музейно-выставочных форматах: как происходит отбор художественных объектов для той или иной выставки? Какое участие принимает в этом музей, зритель, спонсор, политик? Как институции формируют наше представление об актуальном искусстве и воспитывают эстетический вкус? Что остается за рамками музейной репрезентации и почему? Рассмотрим музей в пространстве рыночной экономики. Познакомимся с инструментами и субъектами культурной политики. Студентам предстоит переосмыслить традиционные концепции и разобраться с новыми подходами к решению задач мира современной культурной индустрии. Занятия будут проходить в Образовательном центре Музея в Парка Горько, по адресу Крымский Вал 9 стр 4.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать базовое представление об институциональной основе художественной среды, познакомить с основными понятиями и типами институций;
  • Рассказать об истории музейно-выставочной деятельности с точки зрения актуального художественного процесса;
  • Дать представление о деятельности музея как политического и экономического института сегодня и в исторической ретроспективе;
  • Показать междисциплинарные связи между художественной средой и сферами политики и экономики;
  • Охарактеризовать основные проблемы и вызовы современной художественной системы в контексте экономики и политики в России и других странах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает роль музея в художественной системе, как политического, экономического и общественного института.
  • Описывает историю и специфику работы классического музея (XVIII - XIX вв.).
  • Перечисляет факторы, являющиеся причиной появления музея современного искусства (XX в.).
  • Знает основные этапы развития института кураторства.
  • Перечисляет основные вызовы, стоящие перед музеями сегодня.
  • Перечисляет основные типы выставок.
  • Описывает историю появления международных форумов, посвященных искусству, их основные виды.
  • Перечисляет знаковые выставки XX - XXI вв., знает их значение.
  • Описывает политическую, экономическую и социальную роль музея в XX-XXI вв.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Введение. Институциональная основа и социология художественной системы
    Структура и основные понятия курса Основные понятия и проблематика курса: музей, выставочная репрезентация, автор, куратор, культурная политика, социология и экономика культуры. Роль музея в художественной системе как политического, экономического и общественного института. Классический музей как проект эпохи Просвещения. Переход к обществу модерна и становление современной художественной системы: французская Академия, формирование системы выставочной репрезентации и художественного рынка. Современная структура художественной системы (институты, акторы, взаимосвязи и взаимовлияние между ними): художник, художественное объединение, музей, арт-рынок, частные и корпоративные коллекции, наука, критика, медиа, государство, частные и корпоративные фонды, культурные центры, аудитория. Страновые различия художественных систем. Социологические теории художественной системы: Говард Беккер, Пьер Бурдье, Юрген Хабермас.
  • Раздел 2. Музей как пространство репрезентации искусства
    -Классический музей (XVIII – XIX вв.). История возникновения. Программа. Архитектура. Принципы построения экспозиции - Классический музей во второй половине XIX – начале XX веков - Формирование музеев современного искусства (1910-е - 1930-е) -Музей после Второй мировой войны 1945 – 1980-е годы - Побег из музея. Кураторские практики и внеинституциональная художественная деятельность - «Храм искусства» или мегамолл? Музеи в 1980-е – 2000-е годы - Чем закончится «музейный бум»? Стратегии и вызовы музеев сегодня
  • Раздел 3. Выставка как формат репрезентации искусства
    - История выставок. Введение - Универсальные выставки как пространство утопии - Концепция «белого куба» и ее критика - Мир «биеннале». Глобализация и критика международных художественных форумов
  • Раздел 4. Музей в разрезе политики, экономики, социологии
    - Культурная политика: инструменты, субъекты, страновые отличия - Политические конфликты и колониальная экспансия как фактор формирования музейных коллекций (XVIII – XX вв.). Проблема перемещенных ценностей и реституции - Музей как инструмент пропаганды. Музейные практики в СССР (1917 – 1991 гг.) - Постколониальный музей - Экономические теории и культурные практики. Музей в пространстве рыночной экономики - История коллекционирования и формирование художественного рынка - Музей и общество. Вместо заключения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Итоговый доклад с презентацией
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Итоговый доклад с презентацией + 0.2 * Работа на семинарских занятиях + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • МАЙСТРОВСКАЯ М.Т. (2016). Музей Как Объект Культуры. Искусство Экспозиционного Ансамбля. Международный Журнал Экспериментального Образования, 7–0.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • ПОЛЯКОВ ТАРАС ПАНТЕЛЕЙМОНОВИЧ. (2011). «Очень Своевременная Книга…» (Музееведческая Мысль В России Хviii-Хх Вв. : Сб. Документов И Материалов / Отв. Ред. Э.А.Шулепова. М.: Этерна, 2010. 960 С.: Ил.).