• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
Магистратура 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Количественные и качественные методы исследования в образовании"

Статус: Курс обязательный (Педагогическое образование)
Направление: 44.04.01. Педагогическое образование
Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Керша Юлия Дмитриевна
Прогр. обучения: Педагогическое образование
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс предназначен для студентов магистратуры и направлен на формирование базовых исследовательских навыков. По результатам изучения дисциплины студенты научатся планировать собственное научное исследование: разрабатывать дизайн исследования, подбирать соответствующую методологию, проводить сбор и первичную обработку данных, интерпретировать полученные результаты. В рамках работы по курсу слушатели познакомятся с разными типами исследовательских дизайнов и методов. Помимо навыков проведения исследований студенты также научатся критически относиться к работам других авторов в сфере образования и социальных наук.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель дисциплины заключается в знакомстве студентов с основными принципами разработки дизайна и проведения научных исследований, набором существующих методов, а также в формировании способности критически оценивать другие исследовательские работы с точки зрения методологии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 1. различает основные типы исследовательских дизайнов
  • 2. воспроизводит структуру и элементы программы исследования
  • 3. разрабатывает программу исследования
  • 4. описывает выборку исследования
  • 5. применяет методики сбора качественных или количественных эмпирических данных
  • 6. проводит базовый описательный анализ данных
  • 7. интерпретирует результаты анализа данных и представляет выводы исследования
  • 8. описывает имеющиеся исследования со сложными дизайнами
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Как спланировать научное исследование?
    Определение и цели научного исследования в образовании. Введение в исследовательские дизайны. Типы исследовательских дизайнов. Программа исследования.
  • Как отбираются респонденты для научного исследования?
    Выборка и генеральная совокупность. Что стоит за отбором респондентов. Типы выборок. Основные процедуры отбора респондентов.
  • Как собрать эмпирические данные для исследования?
    Типы данных. Качественные и количественные техники сбора данных. Интервью. Фокус группы. Наблюдение. Анкетирование. Разработка инструментария для анкетирования.
  • Как провести анализ эмпирических данных?
    Описательные исследования: введение в базовую описательную статистику. Корреляционные исследования. Сравнение средних. Дисперсионный анализ. Регрессионный анализ. Методики обработки качественной информации.
  • Как представить результаты научного исследования?
    Интерпретация результатов анализа. Формулирование выводов. Перенос результатов на генеральную совокупность. Подготовка презентаций. Визуализация результатов.
  • Какие еще дизайны востребованы в исследованиях образования?
    Исследования со смешанным дизайном. Квази-эксперименты. Мета-анализы. Методологические работы. Лонгитюдные исследования. Кейс-стади.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий ДЗ_Описание программы исследования по статье
  • неблокирующий ДЗ_Разработка инструмента сбора данных
  • неблокирующий ДЗ_Анализ и интерпретация эмпирических данных
  • неблокирующий ДЗ_Групповая презентация по сложным дизайнам
  • неблокирующий Исследовательский проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * ДЗ_Анализ и интерпретация эмпирических данных + 0.1 * ДЗ_Групповая презентация по сложным дизайнам + 0.1 * ДЗ_Описание программы исследования по статье + 0.2 * ДЗ_Разработка инструмента сбора данных + 0.4 * Исследовательский проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Elementary statistics : a step by step approach, Bluman A. G., 1995
  • Handbook of survey methodology for the social sciences, Gideon L., 2012
  • R. Burke Johnson, Anthony J. Onwuegbuzie, & Lisa A. Turner. (2007). Toward a Definition of Mixed Methods Research. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C84A89FE
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко И. Ф., 2006
  • Стратегия социологического исследования : Описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов В. А., Семенова В. В., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев В. В., 2001
  • Радаев, В. В. (2013). How to write an academic paper ; Как написать академический текст. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E43119D2