• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Репрезентация социокультурных норм в современной сериальной культуре

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 4-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 38

Программа дисциплины

Аннотация

Тематика дисциплины сосредоточена на анализе практик репрезентаций актуальных и меняющихся социокультурных норм в современной сериальной культуре. Сериал рассматривается как быстро развивающийся тип, прежде всего, цифрового контента, чьи создатели активно откликаются на повестку и формируют ее. Курс предполагает небольшой исторический экскурс, предназначенный для понимания специфики самого медийного формата и его феноменологии, а также внимание к максимально актуальным вариациям культурного жанра – например, Instagram-сериалам.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с историей сериальной культуры.
  • Деконструкция жанра как инструмента производства повестки и репрезентации социокультурных норм.
  • Овладение инструментами анализа и дешифровки сериальных нарративов и дискурсов в контексте трансформации жанра.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомится с историей культурного жанра и ключевыми, инвариантными особенностями.
  • Анализирует методы конструирования сообщений в различных кейсах сериальной культуры.
  • Деконструирует понятие культового объекта культуры.
  • Изучает влияние технологий на трансформацию сериальных нарративов.
  • Выявляет актуальные нарративные и дискурсивные тренды сериальной культуры.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Краткая история сериальной культуры
    Современный «сериальный бум»: истоки и актуальное состояние индустрии. TV Studies как подход к концептуализации сериальной культуры. Сериал как критическая инстанция. Сериал в контексте «аналоговой» и «цифровой» культуры. Сериальный нарратив и дискурс: от жесткой структуры к ризоматичности (Ж. Делез, Б. Массуми).
  • Тема 2. Сериал: между повесткой и производством норм
    Подходы к концептуализации конструирования повестки. Критика «нормативности»: от Фуко к Subaltern Studies и обратно к «Другости». Флюидность как качество современной нормы. Конструирование нормы как социальный пакт: от обнаружения субъекта к диалогу равных.
  • Тема 3. Культовый сериал: производство мифов
    Феномен «культового» артефакта культуры: проблемы концептуализации. Воспринимающий субъект как источник культовости: анализ кейсов. «Культовое» между «массовым» и «популярным» (Дж. Стори, Дж. Кавелти): как сериал ломает прежние бинарные оппозиции. Сериал как производство «мифов» (Р. Барт): актуальные герои и сюжеты.
  • Тема 4. Новые форматы: между онлайн и web series
    Оффлайн кинотеатр как спатиальная фиксация, онлайн кинотеатр как эмансипация. «Платформенность» современной сериальной культуры: Netflix, HBO, Amazon Prime Video, Apple TV+ и т.д. Онлайн сериал как гибридный жанр (между сериалом и мюзиклом, сериалом и стен-апом и т.д.). Web series: эволюция жанра.
  • Тема 5. Деконструкция сериала и нормы
    Актуальная проблематика сериальной культуры: другость, инклюзия, публичная история. Реэнактмент как инструмент производства нарратива. Разбор кейсов сериальных нарративов (международный и российский опыт).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация (в формате питча)
  • неблокирующий Эссе в формате case study
  • неблокирующий Аудио-эссе
  • неблокирующий Итоговая деловая игра (в формате unconference)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Аудио-эссе + 0.3 * Итоговая деловая игра (в формате unconference) + 0.2 * Презентация (в формате питча) + 0.3 * Эссе в формате case study
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Miller, T., & Kraidy, M. M. (2016). Global Media Studies. Cambridge, UK: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1372995

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Притязания культуры : равенство и разнообразие в глобальную эру, Бенхабиб, С., 2005