• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Введение в историю изобразительного искусства

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 50.04.03. История искусств
Когда читается: 1-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Проказина Надежда Владимировна
Прогр. обучения: История художественной культуры и рынок искусства
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 34

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Введение в историю изобразительного искусства» относится блоку адаптационных дисциплин первого года обучения в магистратуре «История художественной культуры и рынок искусства». Изучение данной дисциплины носит пропедевтический характер и предлагается для студентов магистратуры, не имеющих искусствоведческого образования. Курс преследует цель сформировать у студентов представление об основных этапах развития западноевропейской живописи от Возрождения до XX века. Курс построен по хронологическому принципу. В ходе лекций рассматриваются различные художественные концепции, характерные для определенной эпохи, прослеживаются особенности региональных школ, а также творчество крупнейших мастеров. На конкретных примерах студенты знакомятся с разными методами анализа произведений живописи: формально-стилистическим, иконографическим, историко-культурным и другими. Особенность концепции данного курса – в рассмотрении произведений искусства в тесной связи с такими проблемами, как: мастерские и академии, художественный рынок, взаимосвязь заказчика и художника.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины «Введение в историю изобразительного искусства» студент развивает навыки описания, анализа и сравнения произведений изобразительного искусства; получает знания об основных вехах истории изобразительного искусства в ее ведущих стилистических течениях и памятниках; формирует представление об основных проблемах, подходах и задачах историографии изобразительного искусства.  
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • овладеть методами описания и анализа произведения изобразительного искусства
  • знать основные этапы, имена и особенности стилистических школ и направлений в истории мирового искусства
  • иметь представление об эволюции научных представлений об изобразительном искусстве
  • уметь интерпретировать произведение изобразительного искусства как явление искусства
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Периодизация. Основные методы искусствоведческого исследования.
    Основные этапы развития изобразительного искусства. Подходы к изучению изобразительного искусства и основные методы искусствоведческого исследования. Язык искусствоведения и язык искусства. Язык как главный инструмент описания и анализа. Язык искусства и его условность. Искусствовед как толкователь, комментатор. Генрих Вёльфлин и его роль. Основные понятия истории искусства как инструмент для анализа. Метод и схема описания памятника. Сюжет, жанр, мотив. Этапы понимания: от образа к языку, от непосредственного восприятия к логическому объяснению своих впечатлений. Взаимосвязь между образом и средствами художественного выражения. Последовательность рассмотрения: от общего к частному.
  • Живопись эпохи Возрождения.
    Искусство интернациональной готики и Проторенессанса. Флорентийская живопись эпохи кватроченто – «открытие мира и человека». Проблема ренессансной перспективы. Роль античности и изучение природы. Высокое Возрождение и его мастера. Изменение статуса художника и живописи как искусства. Проблема натуры и идеала. Роль замысла и его воплощение. Основные принципы ренессансной мастерской. Искусство маньеристов. Особенности венецианского колоризма. Особенности Северного Ренессанса в Нидерландах и Германии в XV-XVIвв. Особенности искусства Ars nova. Мир в живописи Яна Ван Эйка – «увиденный в телескоп и в микроскоп». Концепция пространства. Скрытый символизм нидерландского искусства. Возможности новой техники масляной живописи. Рождение жанров в нидерландской живописи XVI века.
  • Живопись XVII–XVІІІ вв.
    Новизна живописной концепции братьев Карраччи. Академия Incaminati: теория и практика. «Реформа» Караваджо. Барокко и классицизм в живописи Рима. Особенности фламандского барокко в живописи П.П. Рубенса и его последователей. Испанская живопись XVIIв. Влияния караваджизма. Проблема натурализма и мистицизма. Особенности организации пространства и композиции. Особенности творческого метода Д. Веласкеса. Французская живопись XVIIв. Лотарингская школа и творчество Ж. де ла Тура: соединение реального и сакрального, сюжет как повод для камерных рефлексий и медитации. Роль света. Сложение парижской Академии живописи и скульптуры. Основные принципы академической картины: роль программы, театральность, понятие «мимической экспрессии», особенности композиционных построений и колорита. Сложение структуры жанров и их художественные особенности в голландской живописи XVIIв. Оппозиция: Рембрандт и Я.Вермер. Живопись XVIII в. Изменения в жанровой иерархии, «смещение с правил во вкус», сложение феномена индивидуального стиля художника. Проблема преемственности. Франция. Венеция. Англия. Германия. Проблема рококо и неоклассицизма в живописи. Судьбы монументально-декоративной живописи. Роль Академий и художественных выставок.
  • Живопись XІX–начала XX вв.
    Западноевропейская и русская живопись XIXвв. Распад стилевых категорий и европоцентризма. Формирование новой культурной парадигмы. Романтизм – первое художественное направление новой эпохи. Региональные варианты романтизма в живописи и их особенности. Академия и академии. Судьбы исторической картины. Роль пейзажной живописи в искусстве XIXв.: теория и практика. Связь реализма в изобразительном искусстве с позитивизмом и социализмом в философии, с натурализмом в литературе. Реформаторский характер художественного языка Э. Мане. «Революция» импрессионизма. Неоимпрессионизм и постимпрессионизм. Символизм и ар-нуво как общеевропейские течения в искусстве. Ранний авангард: новый язык искусства. Художественные концепции фовизма и кубизма. Пути развития абстракции в живописи.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Устный экзамен
    Экзамен проводится в форме устного собеседования в конце 2-го модуля.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Тест + 0.5 * Устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010
  • Основные понятия истории искусств : проблема эволюции стиля в новом искусстве, Вельфлин, Г., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История искусств. Западноевропейское искусство : учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2002