• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Анализ литературного текста

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 2-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Цифровые методы в гуманитарных науках
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс направлен на уточнение и освоение жанровых конвенций, определяющих устройство литературного текста как сюжетного, композиционного и смыслового целого. Как и в какой степени цифровые методы анализа текста могут и должны зависеть от его жанровой принадлежности и принадлежности к тому или другому художественному модусу (сентиментальное, ностальгическое, пародийное, комическое и т.д.)? Как устроена система персонажей в литературном произведении и как она связана с жанром и эпохой создания произведения? Лекции будут включать как теоретические обзоры, так и мастер-классы по анализу текста. На семинарах-практикумах мы также будем разбирать различные кейсы, связанные как с уже завершенными работами студентов-магистрантов, так и с их курсовыми и дипломными проектами work-in-progress, подбирая и отрабатывая релевантные для конкретных исследовательских задач методы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Проанализировать устройство литературного текста как сюжетного, композиционного и смыслового целого.
  • Определить, как и в какой степени цифровые методы анализа текста могут и должны зависеть от его жанровой принадлежности и принадлежности к тому или другому художественному модусу
  • Изучить и освоить методы анализа композиции, сюжета, стиля и содержания текста, выработанные различными гуманитарными дисциплинами: филологией, культурологией, лингвистикой.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент понимает обусловленность сюжетно-композиционного своеобразия литературного произведения его жанровой принадлежностью и историко-культурным контекстом.
  • Студент способен формулировать исследовательские задачи, связанные с анализом литературного текста, с учетом его жанровой специфики.
  • Студент умеет работать с категорией «система персонажей» и «развитие действия» при анализе драматического произведения.
  • Студент способен формулировать вопросы по структуре драматического произведения, связанные с историко-культурным контекстом.
  • Студент умеет работать с «непрямыми» высказываниями (ирония, юмор, игра) и задавать соответствующие параметры анализа литературного текста.
  • Студент умеет работать с автобиографическими и исповедальными нарративами и соответствующими им интонационными конструкциями.
  • Студент умеет выявлять элементы непрямого цитирования в речи персонажей и нарратора и работать с категорией интонации.
  • Студент умеет работать с категориями страшного и ужасного и применять соответствующие методы анализа текста.
  • Студент умеет работать с категориями патетического и возвышенного в литературном произведении.
  • Студент умеет работать с категориями сентиментального и мелодраматического и различать сентиментальное и драматическое (трагическое).
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Жанровая и историко-культурная обусловленность сюжетно-композиционного своеобразия литературного произведения
    Кейсы: «Ромео и Джульетта» и «Сон в летнюю ночь» Шекспира: трагическое и комическое обрамление универсального сюжета. «Ромео и Джульетта» Шекспира и «Коварство и любовь» Шиллера: историко-культурная обусловленность реализации универсального сюжета.
  • Система персонажей и своеобразие развития действия в драматическом произведении.
    Кейсы: «Мизантроп» Мольера, «Школа злословия» Шеридана, «Женитьба Фигаро» Бомарше и «Горе от ума» Грибоедова: сравнительный анализ (мастер-класс).
  • Чем измерить юмор? Прямое и непрямое высказывание (ирония, шутка) и способы их анализа
    Кейс: «Гамлет» Шекспира, «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т.Стоппарда и «Изображая жертву» братьев Пресняковых.
  • Автобиографический и исповедальный модусы литературного текста: методы анализа.
    Кейсы: «Исповедь» Ж.-Ж.Руссо, «Автобиография» Б.Франклина, «Исповедь» Льва Толстого.
  • «Чужое слово» в литературном тексте. Несобственно-прямая речь: способы анализа.
    Кейс: «Шинель» Гоголя, «Бедные люди» Достоевского.
  • Страшное и ужасное в литературе и способы их выражения: методы выявления и анализа.
    Кейс: «Превращение» Франца Кафки, «Черная лошадь с белым глазом» В.Сорокина.
  • Категории сентиментального и мелодраматического в литературе: методы выявления и анализа. Сентиментальная интонация. Сентиментальное и драматическое.
    Кейс: письмо Татьяны и письмо Онегина; «Дама с камелиями» А. Дюма.
  • Категории патетического и возвышенного в литературном произведении: методы выявления и анализа. Торжественное как модус и интонация.
    Кейс: монологи трагических персонажей в драматургии и романе (монологи Чацкого, Печорина, Катерины Кабановой).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Итоговый проект (презентация по анализу текста).
  • неблокирующий Работа на семинарах и лекциях
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Итоговый проект (презентация по анализу текста). + 0.5 * Работа на семинарах и лекциях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bal, M. (2017). Narratology : Introduction to the Theory of Narrative (Vol. Fourth edition). Toronto: University of Toronto Press, Scholarly Publishing Division. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1590574

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Herman, L., & Vervaeck, B. (2019). Handbook of Narrative Analysis (Vol. Second edition). Lincoln: University of Nebraska Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2275179