• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Стратегический менеджмент

Статус: Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Бурда Егор Дмитриевич, Волкова Ирина Олеговна, Федченко Сергей Николаевич
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предполагает сочетание теоретических и практических занятий. Практические занятия имеют целью освоение навыков стратегического анализа, принятия и реализации стратегических решений. В процессе изучения дисциплины студенты приобретают навыки использования классических инструментов стратегического анализа на материалах российских и западных кейсов. Методика кейс-анализа предполагает освоение студентами моделей̆ и инструментов стратегического анализа, апробированных в практике менеджмента и в управленческом консультировании.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Стратегический̆ менеджмент» являются развитие способностей̆ стратегического мышления и навыков разработки стратегических альтернатив для принятия решений в области стратегического управления организацией̆, функционирующей̆ в условиях высокой̆ конкуренции, изменчивости и непредсказуемости внешней̆ среды.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Ознакомление с базовыми понятиями и моделями стратегического менеджмента
  • Ознакомление с сущностью миссии, видения фирмы и принципами их формирования. Ознакомление со SMART-принципом Выстраивание стратегической пирамиды. Корпоративная стратегия, деловая стратегия, функциональная стратегия, операционная стратегия. Эталонные стратегии корпоративного уровня: стратегии роста, стабилизации и сокращения. Конкурентные стратегии - матрица М. Портера. Условия эффективного применения стратегий
  • Конкурентные преимущества. Конкурентоспособность на уровне компании (бизнеса) и товара. Понятие «ключевая компетенция» и его сущность, источники формирования. Характеристика и виды конкурентных преимуществ. Возможности формирования, развития, сохранения и средства защиты конкурентных преимуществ
  • Ознакомление с основными концепциями: конкурентные преимущества, конкурентоспособность
  • Портфельный анализ диверсифицированной компании. Оценка инвестиционной привлекательности СБЕ с помощью матриц портфельного анализа
  • Стратегии компании в различных отраслях. Бизнес-модель компании. Стратегии компании на международных рынках. Современные модели стратегического менеджмента. Изучение кейсов стратегий развития
  • Матрица И.Ансоффа. Выбор стратегии на основе матрицы Томпсона и Стрикленда. Типовые ошибки при выборе корпоративных и конкурентных стратегий. Согласование и взаимосвязь стратегий корпоративного, делового и функционального уровня
  • Ознакомление с мотивами выхода на новые международные рынки. Изучение стратегий компаний, действующих на глобальной арене. Базовые формы входа на рынок
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Реализация стратегии: управление организационными изменениями
    Этапы реализации стратегии и объекты стратегических изменений. Формирование политики и поддерживающих стратегий. Модель 7S. Организационная структура как объект изменений. Преобразование организационной̆ культуры. Стратегический̆ контроль. Управление в условиях стратегических изменений: индивидуальное и групповое сопротивление изменениям: человеческий̆ фактор, источники и сила сопротивления, управление со противлением. Внешние факторы реализации стратегии: виды и способы внешних стратегических изменений (использование интеграции и кооперации путем создания стратегических альянсов, слияния и поглощения).
  • Стратегии компании на международных рынках
    Мотивы выхода на новые международные рынки. Стратегии компаний, действующих на глобальной арене. Базовые формы входа на рынок. Стратегические решения, принимаемые компаниями в рамках международных стратеги. Глобальные стратегические альянсы.
  • Определение и выбор стратегических альтернатив
    Формулирование стратегического выбора: набор альтернатив, критерии оценки и выбора. Базовые стратегические альтернативы роста и возможные стратегические риски. Матрица И. Ансоффа. Выбор стратегии на основе матрицы Томпсона и Стрикленда. Типовые ошибки при выборе корпоративных и конкурентных стратегий. Согласование и взаимосвязь стратегий корпоративного, делового и функционального уровня.
  • Корпоративные и конкурентные стратегии
    Выстраивание стратегической̆ пирамиды. Корпоративная стратегия, деловая стратегия, функциональная стратегия, операционная стратегия. Эталонные стратегии корпоративного уровня: стратегии роста, стабилизации и сокращения. Конкурентные стратегии - матрица М. Портера. Конкурентные стратегии: условия эффективного применения стратегии лидерства по издержкам, дифференциации, фокусирования и стратегии «застрявшего на полпути». Риски проведения стратегий реализации конкурентных преимуществ. Запас конкурентоспособности фирмы.
  • Введение в стратегический̆ менеджмент.
    Предпосылки стратегического менеджмента. Эволюция систем управления и функции планирования. Становление стратегического менеджмента, как научного направления и научной̆ дисциплины. Направления поиска новой̆ парадигмы теории стратегического менеджмента. Стратегические решения: сущность и особенности. Виды стратегических решений: предпринимательские, адаптивные, планирующие. Распределение полномочий на принятие стратегических решений.
  • Стратегическое направление развития организации: целевые установки
    Формирование стратегического видения, миссии и целевых показателей̆. Три составляющие стратегического видения. Миссия фирмы и принципы ее формирования. Стейкхолдеры и целеполагание. Методологические основы формирования целей̆ деловой̆ организации. Виды целей̆ и их приоритетность. SMART – принцип.
  • Внешняя среда компании: определение возможностей̆ и угроз.
    Цели и задачи стратегического анализа внешнего окружения. Этапы стратегического анализа внешней̆ среды компании. Методика проведения PEST – анализа. Конкурентный̆ анализ отрасли на основе модели М. Портера. Оценка привлекательности отрасли и движущие силы развития. Параметры отрасли и ключевые факторы успеха. Виды конкурентной̆ борьбы. Анализ конкурентного положения фирмы в отрасли. Построение карты стратегических групп конкурентов в отрасли.
  • Конкурентные преимущества организации как основа ее стратегии.
    Конкурентные преимущества: сущность и взаимосвязь с конкурентоспособностью фирмы. Понятие «Конкурентоспособность». Конкурентоспособность на уровне компании (бизнеса) и товара. Понятие «ключевая компетенция» и его сущность, источники формирования. Теория конкурентных преимуществ. Характеристика и виды конкурентных преимуществ. Возможности формирования, развития, сохранения и средства защиты конкурентных преимуществ.
  • Стратегический̆ анализ внутренней̆ среды фирмы
    Цели, принципы и методы анализа внутренней̆ среды фирмы. Методы и источники при обретения устойчивых конкурентных преимуществ. Методика SNW- анализа. Бизнес-модель и конкурентоспособность фирмы. Факторы конкурентоспособности: эффект масштаба, эффект разнообразия, эффект обучения. Диверсификация как фактор образования конкурентных преимуществ. Цепочка создания ценности Портера, как инструмент создания конкурентных преимуществ.
  • Портфельный̆ анализ диверсифицированной̆ компании.
    Базовые теоретические положения матриц портфельного анализа. Цели портфельного анализа диверсифицированной̆ компании. Оценка инвестиционной̆ привлекательности СБЕ с помощью матриц портфельного анализа. Сравнительный̆ анализ прочности бизнеса с помощью матричного метода.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольные тесты
    В течение всего курса на практических занятиях студентам будет предложено 5 теста по 10 вопросов. Тесты проводятся как по теоретическому материалу, так и по изученным академическим публикациям. Время проведения тестирования – 3-4 модуль.
  • неблокирующий Домашнее задание «Диагностика компании»
    В течение 3-4 модуля каждая группа в командах из 3-4 человек проводит стратегическое диагностирование выбранной компании (одна студенческая группа – одна компания). В конце 4 модуля студенческая группа готовит итоговую презентацию и представляет ее в рамках бизнес-практикума. Максимальная оценка – 10 баллов.
  • неблокирующий «Мини» консалтинговый проект
    Выполняется в рамках проектной мастерской компании KPMG. Студенты выполняют проект по реальному заданию компании на консалтинговые услуги, под руководством консультантов KPMG, представителей компании и преподавателей ВШЭ. Защита консалтинговых проектов проводится в конце 4 модуля. Максимальная оценка – 10 баллов.
  • блокирующий Экзамен
    Проводится по итогам освоения теоретической части дисциплины в рамках экзаменационной сессии 4 модуля в формате индивидуальной письменной работы. Максимальная оценка – 10 баллов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * «Мини» консалтинговый проект + 0.25 * Домашнее задание «Диагностика компании» + 0.1 * Контрольные тесты + 0.35 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа, Томпсон-мл., А. А., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Конкурентное преимущество : как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость, Портер, М., 2005
  • Школы стратегий : стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента, Минцберг, Г., 2000